Комплекс упражнений по снижению агрессивности у детей с ограниченными возможностями имеющие психические отклонения в развитии
Комплекс упражнений по снижению агрессивности у детей с ограниченными возможностями имеющие психические отклонения в развитии
Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. При работе с агрессивными детьми психологу, воспитателю важно трепетно относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Без положительного внимания и принятия личности со стороны психолога вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Всем кто работает с данной категорией детей, также важно при работе с агрессивными детьми знать безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком. В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы: • контакт с ребенком; • уважительное отношение к личности ребенка; • безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; • положительное внимание к внутреннему миру ребенка. • vетодическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей, а именно как работать с агрессивными детьми в плане коррекции их нежелательного поведения. • выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми: • обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом; • снижение уровня личностной тревожности; • формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; • развитие позитивной самооценки. • практическое пособие адресовано психологам, специальным педагогам, воспитателям работающими с агрессивными детьми.
Занятие 1. 1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением. 2. Игра “Волшебные шарики”. Цель: снятие эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки цветной шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения. 3. Игра “Добрые привидения” Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев. Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”. 4. Рисуем настроение. Цель: выразить свое настроение в рисунке. При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Занятие 2. 1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”. Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее. 2. Игра: “Мой хороший попугай”. Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова. Психолог предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково. 3. Игра: “Кляксы”. Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”. Можно дорисовать кляксу для полного образа. 4. Релаксация “На облаке”. Цель: Снятие физического, эмоционального напряжения
Занятие 3. 1. Упражнение - гештальт “Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства. 2. Игра: “Поссорились два петушка” Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения. Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами. 3. Игра: “Сороконожка” Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости. 4. Совместные настольные игры. Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.
Занятие 4. 1. Игра: “Котик”. Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе. Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: Нежится на солнышке, Потягивается, Умывается, Царапает лапками с коготками коврик.
Используется спокойная музыка. 2. Игра: “Брыкание”. Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.
3. Упражнение: “Возьми себя в руки”. Цель: научить детей сдерживать себя. Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза. Занятие 5. 1. Игра «Крепость». Цель: игра дает возможность детям проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде. Дети делятся на две команды (по желанию ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из модулей мягких, конструктора). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки. 2. Игра «Рвакля» Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Ребенок может рвать,мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. 3. Игра Зоопарк. Цель: помогает снять напряжение. Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери»выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.
Занятие 6. 1. Игра: “Липучка”. Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы. Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании. Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу. 2. Упражнение “Кулачок”. Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация. Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка. 3. Игра: “Комплименты”. Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми. Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.
подготовила психолог первой категории Осипова Оксана Владимировна