Тема: Казахские музыкальные инструменты 5 класс Цели и задачи: Познакомить с историей происхождения казахских инструментов. В ходе урока познакомить с видами оркестра. Осуществлять контроль знаний, полученных раннее и во время изучения новой темы. Формировать заинтересованность в музыкальных понятий инструмент, композитор. Воспитывать эмоциональное восприятие звучаний музыкальных инструментов и музыкальных произведений. Развивать музыкальные способности при пении ;слух, ритм, память. Развивать умение слушать и оценивать услышанное. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, индивидуальный, фронтальный. Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальный инструмент, карточки с заданием. Литературный материал: Учебник «Музыка» 5класс Методическое пособие по музыке 5 класс Учебник по музыке 4 класс, Музыка 3 класс И.Г. Яковлева, Л Н. Гаук. Музыкальный материал «Дорога добра»слова Ю.Энтина, муз М. Минкова, «Домбра» «Казахстан» сл К. Сыдыка, музыка А. Жайымова. Курмангазы Сагырбай «Сарыарка» кюй,, Звучание инструментов: шанкобыз, кобыз, сазсырнай, сыбызгы, шертер, домбра, Как под яблонькой зелёной (Ор-р народных инструментов) Анданте из симфонии №94 «Сюрприз» музыка Й. Гайдна(симфонический оркестр Ыхлас «Медная сайга»(Оркестр казахских инструментов)
Ход урока. I Орг. момент Музыкальное приветствие II. Повторение пройденного материала. Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей) К какому народу принадлежат данные инструменты. (Комуз-кыргыз, сурнай-дух узбек, гиджак-узбек струн смыч, пандури-грузин, зурна-армянский, чонгури-грузин дойра-узбекский.,) III. Объяснение новой темы Сегодня на уроке мы познакомимся с историей происхождения казахских инструментов. Каждый иструмент имеет свою определенную историю. Казахские музыкальные инструменты использовались в различных условиях кочевой жизни. Музыка была неотъемлемой частью различных ритуалов, обрядов, да и повседневной жизни начиная с рождения ребенка и заканчивая похоронным обрядом. С созданием некоторых казахских музыкальных инструментов связано множество красивых легенд и сказаний. В настоящее время известно уже более 20 видов казахских музыкальных инструментов. Историю их происхождения, описание или упоминание о них можно встретить в различных литературных источниках, дошедших до наших дней, рисунках, фотографиях. Знания, опыт создания и игры на казахских музыкальных инструментах передавался из поколения в поколение на протяжении веков. Некоторые виды казахских музыкальных инструментов можно встретить в музеях Казахстана, Москвы и Санкт-Петербурга. Домбра
Изнуренный сражениями с врагами и длинной дорогой, батыр по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у оврага, он вырезал кусок дерева, натянул на него конские волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но инструмент молчал. Положив его рядом с собой, батыр заснул. Его разбудили звуки, исходившие от инструмента. Взяв его в руки, батыр с удивлением заметил у головки грифа небольшой деревянный порожек, кем-то подложенный под струны, и решил, что это проделки шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний порожек носит название “шайтан тиек”. Так появился казахский двухструнный щипковый инструмент. Домбра занимает большое место в казахской культуре. (слушание домбры). Жетыген
В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй “Карагым” (“Родной мой”), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй “Канат сынар” (“Разбитое крыло”), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй “Кумарым” (“Любимый мой”); четвертому – Бекену посвящает ся кюй “От сонер” (“Погасшее пламя”), пятому сыну Хауасу сочиняет “Бакыт кошти” (“Утерянное счастье”), шестому сыну Жулзару – “Кун тутылды” (“Затмившееся солнце”). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй “Жети баламнан айрылып куса болдым” (“Горе от утраты семи сыновей”). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие, и дошли до нас в форме инструментальных пьес -кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). Название “жетыген”, вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как “семь поющих струн” или “семь песен”. Так появился еще казахский многострунный инструмент «казахские гусли». Корпус представляет прямоугольный деревянный ящик, струны настраивают с помощью асыков. (слушание жетыгена) Кобыз О первом музыканте, создателе кобыза Коркыте существует легенды. Вот одна из них. Коркыт с детства был очень способным, всё схватывал на лету, играл на всех музыкальных инструментах. Но это не удовлетворяло его. Он хотел создать свой инструмент, с помощью которого можно было передать звуки природы. Долго он думал. Взял кусок высохшей сосны, попытался создать что-нибудь. Что делать дальше, он не мог придумать. Так проходили дни. Как-то раз сидел он усталый, и глаза его слипались. Он устал. Во сне ему явился ангел и сказал: «Коркыт, ты должен сделать инструмент- кобыз, взяв голень шестилетнего верблюда. Натяни верблюжью кожу на корпус, сделай подставкудля струн (тиек) из рогов горного козла, а струны сделай из хвоста пятилетнего жеребца. Если всё так сделаешь, твой инструмент будет петь». Коркыт проснулся и сделал всё, как ему советовали. Его инструмент запел. Звук кобыза, замерев, слушала природа: летящие птицы, ветерю. Бегущие звери останавливались. Так появился ещё один казахский инструмент кобыз ( Послушайте звучание кобыза) Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этом инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека . Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. А теперь давайте отдохнём и исполним песню «Дорога Добра» (хор)
Продолжаем наше знакомство с казахскими инструментами. Шертер- старинный казахский трехструнный инструмент По своему строению похож на домбру и на кобыз. Он имеет короткий гриф без ладов, отличается сильным звучанием. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны - из конского волоса, либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен. Найденный при раскопках древнего города Отрара шертер был возрожден Болатом Сарыбаевым. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов "Отрар сазы", "Жетыген", "Сазген" и др. (Слушание шертера) Следующий инструмент сыбызгы. Духовой любимый инструмент казахов Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праднествах. Широкое распространение сыбызгы было связано с простотой его изготовления. Сыбызгы делали из полой трубки тростника, на которой прорезали три отверстия. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на ней считалось серьезным делом. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным. (Звучание сыбызгы) Шындауыл Шындауыл - ударный казахский музыкальный инструмент. Громкие звуки шындауыла созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих Асатаяк - ударный инструмент. Этот инструмент считается атрибутом шаманов.
Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов. Саз сырнай , ускирик глиняные духовые инструменты. Формы этих инструментов могут быть различными. Ускирик –детский глиняный духовой инструмент. Звук похож на пение птиц. Саз сырнай - очень древний казахский музыкальный инструмент, который пролежал в земле столетия. Этот инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. И лишь в XX веке удалось найти его и восстановить забытый веками голос саз-сырная. (Послушайте звучание этих инструментов) Ну а теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд и проверить ваши знания по новой теме. 1.Казахский двухструнный инструмент 2.Детский глиняный духовой инструмент 3. Инструмент Коркыта. 4.Казахские гусли 5.Ударный инструмент атрибут шамана. 6.Трехструнный инструмент похож на домбру и кобыз. 7. Духовой инструмент из тростника. И ключевое слово у нас получилось «ОРКЕСТР» Как вы думаете , что такое оркестр? (ответы детей) Действительно, оркестр –это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментов. Откуда же появился оркестр? Когда то в Древней Греции слово «ОРХЕСТРА» называлась площадка перед сценой в театре, на которой во время спектакля стоял хор, то есть певцы. «ОРХЕСТРА»-площадка перед сценой для певцов. Много позднее в 17 веке в Европе слово «оркестр» стали называть ансамбли музыкантов. Но долгое время состав таких оркестров, количество музыкантов и инструментов зависел от желания богатых вельмож, которым эти оркестры принадлежали. Со временем сложилось несколько видов оркестров. Например: Оркестр народных инструментов(казахских, русских) Симфонический оркестр (самый полнозвучный) В наше время, пожалуй трудно найти человека, который бы не слышал звучание оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, участвует в исполнении опер и ораторий. Часто звучит в кинофильмах и обладает самым совершенным и полным звучанием. Сейчас вы услышите фрагменты звучания оркестров попробуйте определить- какой оркестр звучит. (Оркестр казахских инструментов, оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов - Как вы думаете. Сколько человек может быть оркестре? (ответы детей) А сколько групп может входить в состав оркестра? (ответы детей). (духовые инструменты, ударные, струнные,) Кто управляет оркестром? (ответы детей) Правильно есть человек, который руководит оркестром- это дирижёр. В переводе с французского языка- управлять, руководить. IVРабота в тетради Запись в тетради: Дирижёр- руководитель оркестра. Число музыкантов около 100 Группы: струнные, ударные, духовые инструменты. V.Итог урока. Давайте подведём итоги нашего урока. Что нового вы узнали? Понравились ли вам легенды инструментов. Исполнение песни «Казахстан» VI. Оценки. Дом зад. (нарисовать любой понравившийся казахский инструмент)