В помощь педагогу.
Пятница, 26.04.2024, 06:21
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Уроки музыки

    Казахские музыкальные инструменты
    Тема: Казахские музыкальные инструменты 5 класс
    Цели и задачи:
    Познакомить с историей происхождения казахских инструментов. В ходе урока познакомить с видами оркестра.
    Осуществлять контроль знаний, полученных раннее и во время изучения новой темы.
    Формировать заинтересованность в музыкальных понятий инструмент, композитор. Воспитывать эмоциональное восприятие звучаний музыкальных инструментов и музыкальных произведений.
    Развивать музыкальные способности при пении ;слух, ритм, память. Развивать умение слушать и оценивать услышанное.
    Методы обучения: словесный, наглядный, практический, индивидуальный, фронтальный.
    Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальный инструмент, карточки с заданием.
    Литературный материал:
    Учебник «Музыка» 5класс
    Методическое пособие по музыке 5 класс
    Учебник по музыке 4 класс, Музыка 3 класс И.Г. Яковлева, Л Н. Гаук.
    Музыкальный материал
    «Дорога добра»слова Ю.Энтина, муз М. Минкова, «Домбра» «Казахстан» сл К. Сыдыка, музыка А. Жайымова.
    Курмангазы Сагырбай «Сарыарка» кюй,,
    Звучание инструментов: шанкобыз, кобыз, сазсырнай, сыбызгы, шертер, домбра,
    Как под яблонькой зелёной (Ор-р народных инструментов)
    Анданте из симфонии №94 «Сюрприз» музыка Й. Гайдна(симфонический оркестр
    Ыхлас «Медная сайга»(Оркестр казахских инструментов)

    Ход урока.
    I Орг. момент
    Музыкальное приветствие
    II. Повторение пройденного материала.
    Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей)
    К какому народу принадлежат данные инструменты. (Комуз-кыргыз, сурнай-дух узбек, гиджак-узбек струн смыч,
    пандури-грузин, зурна-армянский, чонгури-грузин дойра-узбекский.,)
    III. Объяснение новой темы
    Сегодня на уроке мы познакомимся с историей происхождения казахских инструментов. Каждый иструмент имеет свою определенную историю. Казахские музыкальные инструменты использовались в различных условиях кочевой жизни. Музыка была неотъемлемой частью различных ритуалов, обрядов, да и повседневной жизни начиная с рождения ребенка и заканчивая похоронным обрядом.
    С созданием некоторых казахских музыкальных инструментов связано множество красивых легенд и сказаний.
    В настоящее время известно уже более 20 видов казахских музыкальных инструментов. Историю их происхождения, описание или упоминание о них можно встретить в различных литературных источниках, дошедших до наших дней, рисунках, фотографиях. Знания, опыт создания и игры на казахских музыкальных инструментах передавался из поколения в поколение на протяжении веков. Некоторые виды казахских музыкальных инструментов можно встретить в музеях Казахстана, Москвы и Санкт-Петербурга.
    Домбра

    Изнуренный сражениями с врагами и длинной дорогой, батыр по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у оврага, он вырезал кусок дерева, натянул на него конские волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но инструмент молчал. Положив его рядом с собой, батыр заснул. Его разбудили звуки, исходившие от инструмента. Взяв его в руки, батыр с удивлением заметил у головки грифа небольшой деревянный порожек, кем-то подложенный под струны, и решил, что это проделки шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний порожек носит название “шайтан тиек”. Так появился казахский двухструнный щипковый инструмент. Домбра занимает большое место в казахской культуре. (слушание домбры).
    Жетыген

    В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй “Карагым” (“Родной мой”), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй “Канат сынар” (“Разбитое крыло”), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй “Кумарым” (“Любимый мой”); четвертому – Бекену посвящает ся кюй “От сонер” (“Погасшее пламя”), пятому сыну Хауасу сочиняет “Бакыт кошти” (“Утерянное счастье”), шестому сыну Жулзару – “Кун тутылды” (“Затмившееся солнце”). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй “Жети баламнан айрылып куса болдым” (“Горе от утраты семи сыновей”). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие, и дошли до нас в форме инструментальных пьес -кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). Название “жетыген”, вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как “семь поющих струн” или “семь песен”.
    Так появился еще казахский многострунный инструмент «казахские гусли». Корпус представляет прямоугольный деревянный ящик, струны настраивают с помощью асыков. (слушание жетыгена)
    Кобыз
    О первом музыканте, создателе кобыза Коркыте существует легенды. Вот одна из них.
    Коркыт с детства был очень способным, всё схватывал на лету, играл на всех музыкальных инструментах. Но это не удовлетворяло его. Он хотел создать свой инструмент, с помощью которого можно было передать звуки природы. Долго он думал. Взял кусок высохшей сосны, попытался создать что-нибудь. Что делать дальше, он не мог придумать. Так проходили дни. Как-то раз сидел он усталый, и глаза его слипались. Он устал. Во сне ему явился ангел и сказал: «Коркыт, ты должен сделать инструмент- кобыз, взяв голень шестилетнего верблюда. Натяни верблюжью кожу на корпус, сделай подставкудля струн (тиек) из рогов горного козла, а струны сделай из хвоста пятилетнего жеребца. Если всё так сделаешь, твой инструмент будет петь». Коркыт проснулся и сделал всё, как ему советовали. Его инструмент запел. Звук кобыза, замерев, слушала природа: летящие птицы, ветерю. Бегущие звери останавливались. Так появился ещё один казахский инструмент кобыз
    ( Послушайте звучание кобыза)
    Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этом инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека . Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других.
    А теперь давайте отдохнём и исполним песню «Дорога Добра» (хор)

    Продолжаем наше знакомство с казахскими инструментами.
    Шертер- старинный казахский трехструнный инструмент
    По своему строению похож на домбру и на кобыз. Он имеет короткий гриф без ладов, отличается сильным звучанием. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны - из конского волоса, либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен. Найденный при раскопках древнего города Отрара шертер был возрожден Болатом Сарыбаевым. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов "Отрар сазы", "Жетыген", "Сазген" и др.
    (Слушание шертера)
    Следующий инструмент сыбызгы. Духовой любимый инструмент казахов
    Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праднествах. Широкое распространение сыбызгы было связано с простотой его изготовления. Сыбызгы делали из полой трубки тростника, на которой прорезали три отверстия. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на ней считалось серьезным делом. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.
    (Звучание сыбызгы)
    Шындауыл
    Шындауыл - ударный казахский музыкальный инструмент. Громкие звуки шындауыла созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих
    Асатаяк - ударный инструмент. Этот инструмент считается атрибутом шаманов.

    Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов.
    Саз сырнай , ускирик глиняные духовые инструменты. Формы этих инструментов могут быть различными. Ускирик –детский глиняный духовой инструмент. Звук похож на пение птиц.
    Саз сырнай - очень древний казахский музыкальный инструмент, который пролежал в земле столетия. Этот инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. И лишь в XX веке удалось найти его и восстановить забытый веками голос саз-сырная.
    (Послушайте звучание этих инструментов)
    Ну а теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд и проверить ваши знания по новой теме.
    1.Казахский двухструнный инструмент
    2.Детский глиняный духовой инструмент
    3. Инструмент Коркыта.
    4.Казахские гусли
    5.Ударный инструмент атрибут шамана.
    6.Трехструнный инструмент похож на домбру и кобыз.
    7. Духовой инструмент из тростника.
    И ключевое слово у нас получилось «ОРКЕСТР» Как вы думаете , что такое оркестр? (ответы детей)
    Действительно, оркестр –это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментов. Откуда же появился оркестр? Когда то в Древней Греции слово «ОРХЕСТРА» называлась площадка перед сценой в театре, на которой во время спектакля стоял хор, то есть певцы. «ОРХЕСТРА»-площадка перед сценой для певцов. Много позднее в 17 веке в Европе слово «оркестр» стали называть ансамбли музыкантов. Но долгое время состав таких оркестров, количество музыкантов и инструментов зависел от желания богатых вельмож, которым эти оркестры принадлежали. Со временем сложилось несколько видов оркестров.
    Например:
    Оркестр народных инструментов(казахских, русских)
    Симфонический оркестр (самый полнозвучный)
    В наше время, пожалуй трудно найти человека, который бы не слышал звучание оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, участвует в исполнении опер и ораторий. Часто звучит в кинофильмах и обладает самым совершенным и полным звучанием.
    Сейчас вы услышите фрагменты звучания оркестров попробуйте определить- какой оркестр звучит.
    (Оркестр казахских инструментов, оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов
    - Как вы думаете. Сколько человек может быть оркестре? (ответы детей) А сколько групп может входить в состав оркестра? (ответы детей). (духовые инструменты, ударные, струнные,)
    Кто управляет оркестром? (ответы детей)
    Правильно есть человек, который руководит оркестром- это дирижёр. В
    переводе с французского языка- управлять, руководить.
    IVРабота в тетради
    Запись в тетради: Дирижёр- руководитель оркестра. Число музыкантов около 100
    Группы: струнные, ударные, духовые инструменты.
    V.Итог урока.
    Давайте подведём итоги нашего урока. Что нового вы узнали? Понравились ли вам легенды инструментов.
    Исполнение песни «Казахстан»
    VI. Оценки. Дом зад.
    (нарисовать любой понравившийся казахский инструмент)
    Категория: Уроки музыки | Добавил: elen (06.06.2014) | Автор: Сухова Елена Александровна E
    Просмотров: 5329 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 oksa666  
    Отлично разработанный, методически продуманный урок. хорошо продумана работа в группах. Желаю творческих успехов и хороших учеников.

    1 Тимок  
    Хорошая разработка урока.Структура урока выдержана.Урок насыщен.Детям наверняка было интересно.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024