Классный час "Спешите делать добро" Цели и задачи: сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека; способствовать расширению кругозора детей; развивать речь, память, мышление; воспитывать доброжелательность; формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка. Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, Ход мероприятия Слово учителя. Слайд №1 - Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину - «добру откроется сердце». слайд 2 Уч-к: Прикоснись ко мне добротой, и болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, озарится душа красотой… - Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь! У каждого из вас сейчас свое настроение, давайте отвлечемся! Нам поможет в этом «Волшебная коробочка». Выберите карточку с улыбкой. (Дети выбирают карточки) слайд 3 - Теперь у всех прекрасное настроение. Попробуем пронести его через все занятие. И в этом нам поможет наше солнышко. Слайд 4 На лучиках солнца размещены вопросы для вас. 1) Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? ( здравствуйте). 2)С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? ( пожалуйста). 3) Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? ( добрый). - Молодцы, тема нашего классного часа «Спешите делать добро» Слайд 5 В словаре Сергея Ивановича Ожегова «добро» слайд 6 «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро- всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» - Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей) слайд7 Уч-к: В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты? - Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. слайд 8 Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. слайд 9 - Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. - Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад. Дерево первое «Пословицы о добре» слайд 10 - Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы) Добро помни, а пожнёшь Что посеешь, то и зло забывай За добро добра не делает никому Худо тому, кто добром плати А какие пословицы вы приготовили? (дети называют пословицы и объясняют некоторые) Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтут, а злого не жалуют. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Добра желаешь, добро и делай. Добро поощряй, а зло порицай. Сделаешь худо, не жди добра. Добро творить – себя веселить. Делать добро спеши. С добрым жить хорошо. Добрый человек добру и учит. - Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево Дерево второе «Рисунки о добре» слайд 11 - В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки. Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы) Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили второе дерево. («Доброта» презентация) Дерево третье «Волшебные слова» слайд 12 - Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо) Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день) Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста) И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания) Когда человеку радостно, на лице у него появляется…(улыбка) - Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево и исполним песню « Улыбка» Дерево четвёртое «Правила доброты» слайд 13 - Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама?- удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (добрые дела надо совершать просто так) Уч-ль: А сейчас давайте поиграем. Игра “Не ошибись, пожалуйста” - Надо исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”. *Встаньте, пожалуйста! *Поднимите руки! *Будьте добры, похлопайте в ладоши! *Потопайте. *Попрыгайте, пожалуйста. *Руки вперед. *Поднимите правую руку. * Поднимите левую руку, пожалуйста. *Прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста. *Закройте глазки.*Пожалуйста, улыбнитесь. - Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила) o Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений. o Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их. o Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу. o Делать добро для близких и друзей. Не завидовать. Не вредничать. Не грубить. Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Выступление детей: 1. Если с другом разделил ты свои конфеты-хорошо ты поступил, каждый скажет это. 2. Ты узнал чужой секрет и разнёс сейчас же, это плохо, хуже нет, это подло даже! 3. Если подал ты при всех девочке пальтишко, ты- культурный человек. Мировой мальчишка! 4. Если ты, как дикий зверь, сразу лезешь драться, не достоин ты, поверь,Человеком зваться! 5. Если ты пригрел кота, кормишь птичек в стужу. Это- просто красота. Только так и нужно! 6. Ты подбил собаке глаз, бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз ты собаки хуже. 7. Уважай людей вокруг, старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим. - Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево) Дерево пятое «Добрые поступки» слайд 14 - Легко или трудно быть добрым?(ответы детей) - Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!" Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!") слайд 15 Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!" Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!) Ситуация 3. слайд 16 В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее "Здравствуйте") Вспомните случаи из жизни, когда вы проявляли свою доброту, и запишите их на листочках бумаги. Учащиеся записывают на листочках свои примеры и складывают их в «коробочку добрых дел». Классный руководитель: Посмотрите, какая тяжелая коробочка. Я рада, что у меня такие добрые дети. Уч-к: Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть и в беде друг друга не забыть. Молодцы! Сажаем следующее дерево. Дерево шестое «Ласковое солнышко» - Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей). Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы) слайд 17 Грубый – ласковый. Злой – добрый. Грустный – весёлый. Горе – счастье. Вражда – дружба. Обман – правда. Ненависть – любовь. Лень – труд Обобщение. «Сад доброты» Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами. слайд 18 Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку «Друзья» учащиеся прикрепляют цветы на доску, называя при этом что-то доброе) Клип-Друзья Итог занятия Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила. А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми? Фея: - Ребята я ведь пришла к вам не с простыми руками. Я принесла лекарство от грубости, от драк и жадности. Вот кому только их раздать? Учитель: Я думаю, что мы раздадим их всему классу. Фея: Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство подействует. (Фея раздает детям расфасованные в упаковки конфеты в виде таблеток). В качестве поощрения учащиеся получают лепесток и зажимают в ладони, становятся в круг и по команде учителя разжимают ладони, руки подняты вверх. слайд 20 Кл. рук.: От ваших улыбок и хорошего настроения распустился цветок добра. Всего вам доброго! Старайтесь делать добро просто так, как в мультфильме, который так и называется «Просто так!»
Очень понравилась ваша разработка классного часа! В наше время стоит часто говорить детям о доброте, уважении к старшими, дружбе, взаимопонимании! Желаю Вам творческих успехов!