Эффективные способы организации деятельности учащихся на уроках
Эффективные способы организации деятельности учащихся на уроках
Окенова С.Н., учитель информатики и биологии Майкаинская СОШ №2 Баянаульского района Павлодарской области
Важнейшая задача школы – подготовить учеников к жизни в обществе, что подразумевает, прежде всего, формирование умений жить и трудиться в коллективе. Эти умения, а также обеспечивающие успешность проживания в обществе компетентности могут сформироваться и развиться только в коллективной деятельности. На сегодняшний день уже стало аксиомой, что в учебно-воспитательном процессе наиболее соответствующим способом создания ситуации коллективной деятельности является организация коллективных учебных занятий через использование методик КСО (коллективный способ обучения); поэтому, когда я начала работать в 8-ых классах, я стала обучать детей работе по методикам КСО. В учебно-методическом плане это не представляло особой трудности, так как в школе есть достаточное количество методических материалов и ряд учителей (я сама в том числе) имеют опыт работы по методикам КСО. Однако с самого начала стала заметна поразительная разница в работе учащихся 8А и 8Б классов. Если в 8А работа с детьми сводилась преимущественно к усвоению инструкций, то в 8Б классе приходилось устранять массу нарушений самого разного характера. Так, работая по методике Ривина, дети «засиживались» с одним партнером (вместо пар сменного состава получались пары постоянного состава); не рассказывали новому партнеру все, что было наработано с предыдущим (т.е. не было многократного воспроизведения материала, обеспечивающего его качественное ус-воение, так как они видели в этом только потерю времени); выбор партнера определялся, главным образом, межличностными отношениями. В деятельности большинства учащихся проявилось отсутствие таких аспектов, как планирование, текущий самоконтроль и самоанализ даже на элементарном уровне. Сравнительный анализ двух классных коллективов привел меня к выводу, что основной причиной такой разницы является не различие в уровне реальных учебных возможностей детей, а различие в их опыте учебной деятельности. Ученики 8А класса уже второй год были включены в работу по теме «Формирование общеучебных умений как базово инвариантного элемента ключевых компетентностей», имели определенный опыт ученического самоуправления. В 8Б классе уроки, формирующие умения коллективной деятельности, были эпизодическими; поэтому у детей отсутствовали или были недостаточно сформированы некоторые качества и общеучебные умения, наиболее востребованные в коллективной деятельности. Было очевидно, что дети не готовы к включению в коллективную деятельность. Формирование умений и качеств, необходимых для коллективной деятельности, через включение детей в эту деятельность, как показывает наш опыт, процесс достаточно длительный и требующий привлечения других учителей. Необходимо было найти способ создания условий для формирования у учащихся некоторых базовых (для запуска КСО) умений и качеств, работая на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся. Следуя рекомендации теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что проблема решается успешнее, если она формулируется не как исследовательская, а как изобретательская задача, проблема была сформулирована следующим образом: как создать условия для формирования у учащихся некоторых базовых (для запуска КСО) умений и качеств, работая на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником? Таким образом, целью работы стал поиск способа технологичной подготовки всех учащихся к коллективным учебным занятиям и проверка его действенности через запуск КСО. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1) изучить литературу и опыт коллег с целью выявления педагогической технологии, наиболее подводящей учащихся к КСО; 2) разработать необходимые учебно-методические материалы; 3) применить выбранную технологию на практике; 4)вести мониторинг формирования у учащихся заданных умений и качеств; 5) создать условия для перехода к КСО (организационные и учебно-методические условия) и осуществить запуск КСО; 6)провести мониторинг успешности включения учащихся в КСО; 7)проанализировать оформить результаты работы в виде проекта. Целевой группой были учащиеся 8 класса (20 человек). Работа проводилась в течение учебного года. В ходе работы использовались следующие методы: изучение литературы, моделирование, эксперимент; оперативная, текущая и итоговая диагностика через наблюдение и анализ работ учащихся и табло учета их продвижения. В результате изучения литературы и опыта коллег в качестве технологии, наиболее близко подводящей детей к КСО, была выбрана технология ИОСО (индивидуально-ориентированный способ обучения) А.А. Ярулова. Эта технология была выбрана в силу следующих ее характеристик. Ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфо-физиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д. Ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом. И, что особенно важно, эта технология ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности. В качестве учебно-методического обеспечения использования технологии ИОСО были разработаны учебные листы по 6 разделам учебника биологии для 8 класса: «Общая характеристика нервной системы», «Органы чувств – анализаторы», «Опорно-двигательный аппарат», «Внутренняя среда организма», «Сердечно-сосудистая система», «Дыхательная система». Переход на коллективные учебные занятия был осуществлен в начале февраля с раздела «Пищеварительная система». В него входят 6 тем. По календарно-тематическому планированию на изучение этого раздела выделяется 7 часов. Первый час был использован для проведения вводного занятия, на котором раздел был представлен в виде модуля, содержащего все важные идеи раздела и дающего целостное представление о пищеварительной системе. Остальные 6 часов были использованы для коллективных учебных занятий, на которых учащиеся самостоятельно работали с материалом по методикам КСО: Ривина, взаимопередачи тем, взаимопроверки и взаимотренажа. Работа класса (20 учащихся) была организована в четырех сводных отрядах по 5 человек. Организации коллективных учебных занятий предшествовал анализ содержания раздела «Пищеварительная система». Между его 6 темами были выявлены логические связи и с учет этих связей составлены учебные маршруты для каждой группы. Для учета и координации работы учащихся в сводных отрядах велись табло учета. С самого начала запуска КСО в каждом сводном отряде дети смогли организованно, по очереди, заполнять эти табло. В дальнейшем, по мере подготовки учащихся к выполнению функции диспетчера, они стали привлекаться к координации деятельности одноклассников. Для сбора данных использовались преимущественно методы наблюдения за учащимися, изучения табло учета и контроля знаний. То обстоятельство, что дети сами заполняли табло учета и участвовали в координации своих действий и действий одноклассников, дало учителю возможность уделить достаточно внимания мониторингу успешности их включения в КСО. Конечно, за 6 занятий дети не могли усвоить порядок работы по уже упомянутым методикам КСО, поэтому использовались листы инструктажа, подобно использованию учебных листов в ИОСО. показательно то, что дети внимательно вчитывались в эти инструкции, постоянно сверяли свои действия с прописанным в них порядком и придавали большое значение строгому их соблюдению. Данные мониторинга были систематизированы в таблице. Параметры мониторинга 1. Самостоятельная регуляция учебной деятельности 2. Регуляция учебной деятельности с помощью других учащихся и учителя 3. Строгое соблюдение правил работы 4. Выбор партнера по степени полезности для себя 5. Ведение количественного учета своего продвижения в освоении учебного материала 6. Ведение качественного учета своего продвижения в освоении учебного материала. Некоторые результаты мониторинга № п/п Ф.И. учащихся 1 2 3 4 5 6 1 Адиев Т + + + 2 Аюпов Р + + + + + 3 Зенел А + + + + + … 20 Токанов Ш + + + + ИТОГ 14 6 17 16 20 14
Проведенная работа показала эффективность технологии ИОСО в подготовке учащихся к КСО через включение каждого ученика в индивидуальную деятельность, ориентированную на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности. Использование ИОСО как промежуточного этапа между традиционным уроком и коллективной учебной деятельностью становится просто необходимым при наличии в классе достаточно большого количества учащихся, не мотивированных на обучение или испытывающих проблемы в плане общения с одноклассниками. ИОСО помогает также постепенно подвести детей к более напряженному режиму работы КСО (каждый ученик трудится на каждом уроке) по сравнению с традиционным уроком.
Литература 1. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Проект. - Астана: 2005. 2. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. - Москва: Просвещение, 1985. 3. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». СПб «Свет», 1997. 4. Столяревская Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004. 5. Основы современной дидактики по В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчян, Вестник ИПК, №3, май 2008. 6. Ярулов А.А. Индивидуальный подход в обучении, М., 2005. 7. Савенков А.И. Проблема компетентности в педагогической психологии и со-временном образовании. 12-летнее образование, 7.07 (11),2006. 8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М. Издательский центр «Академия», 1998. 9. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты». Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО от 23 апреля 2002. 10. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. Москва, «Просвещение», 1991. 11. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс. Творческое объединение «Мысль», Саяногорск, 1991. 12.Коллективные учебные занятия. Методические материалы Павлодарского ИПК ПК.