В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 12:13
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Разработка урока литературы для 8 экспериментального класса(12летняя школа) по теме "Образ матери в прозе А.Фадеева и В.Шукшина".
    Тема:Образ матери в прозе А.Фадеева и В.Шукшина.
    Цели урока:
    • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
    • работать над развитием устной речи учащихся;совершенствовать навыки анализа текста;развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание, учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать; развивать творческие способности учащихся;
    • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери, воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет.
    Ход урока
    I. Организационно-мотивационный момент.
    II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений.
    III. Вступительное слово учителя
    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.
    Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведенияо матери.
    С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.
    По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…
    Составление кластера
    жизнь ласка
    родина сила
    дом защита
    добро надёжность
    солнце мать любовь
    нежность радость
    помощь тепло
    земля работа

    IV. Определение цели занятия.
    Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.
    V.Беседа по фрагменту из произведения «Молодая гвардия» А.Фадеева.
     Какова тема и идея внутреннего монолога Олега Кошевого?
     Почему в поворотный момент своей жизни юноша обращается к своей матери?
     Какие эпитеты использует автор? Обращения? повторы?
    VI. Беседа по рассказу “Материнское сердце”.
    1. Из скольких частей состоит рассказ?Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.
    2. То, что произошло с Витькой, случайность ли это? Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “залитый”, “залитый”.)
    3. Что нам известно о матери Витьки? Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.
    4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?
    5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор? “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.
    6.Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте. “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.
    “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она – только она, никто больше – нужна ему?”.
    7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте. Выборочное чтение.
    “В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти засвоего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.
    8. Что беспокоит мать при встрече с сыном? “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.
    “Господа помоги батюшка,– твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.
    9.Как ведет себя мать, почему? Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.
    10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?
    11. Перед кем он виноват? Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.
    12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?
    13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению? Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.
    14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?
    Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.
    Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.
    VII. Закрепление ЗУНов.
    Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.
    Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?
    Чтение нескольких сочинений.
    VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
    Составление синквейнов
    Мать Мать
    Добрая, сильная Нежная, самоотверженная
    Спасает, защищает, любит Учит, растит, лечит
    Мать даёт жизнь При солнышке тепло, при матери добро
    Жизнь Душа
    IX.Домашнее задание.Подготовить выразительное чтение прозы о матери, подобрать пословицы о матери.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Tatyana (19.05.2014) | Автор: Поминова Татьяна Александровна E
    Просмотров: 797 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024