В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 10:01
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс исследовательских работ на тему "Лингвистический портрет слова…"
    Конкурс исследовательских работ на тему "Лингвистический портрет слова…”.
    Актюбинская область
    Мартукский район
    Родниковская средняя школа
    учитель русского языка и литературы
    Слово без образа добродетельной жизни не действенно.
    Схиархимандрит.
    Цель:
    Образовательная:
    • Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова.
    • Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам.
    Развивающая:
    • Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас.
    • Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.
    Воспитательная:
    Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.
    Форма проведения: конкурс исследовательских работ.
    Классы: 9-10.
    Оборудование:
    1. Словари:
    • И. С. Ожегов, Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка”;
    • Н. М. Шанский, Т. А. Боброва "Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов”;
    • Д. Н.Ушаков, С. Е. Крючков "Орфографический словарь”;
    • В. В. Львов "Школьный орфоэпический словарь”;
    • Л. П. Крысин "Школьный словарь иностранных слов”;
    • А. Н. Тихонов "Школьный словообразовательный словарь русского языка”;
    • В. П. Жуков, А. В. Жуков "Фразеологический словарь русского языка”;
    • Л. Р. Львов "Школьный словарь антонимов русского языка” и другие.
    2. Компьютер;
    3. Интерактивная доска;

    Ход мероприятия
    1. Организационная часть.
    - Добрый день!
    - Сегодня мы собрались в этом кабинете, чтобы провести конкурс исследовательских работ на тему "Лингвистический портрет слова…”.
    2. Основная часть:
    Слово учителя:
    С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
    Ребёнок не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
    Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза.
    Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека. Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим на мероприятии.
    У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение "Слово о словах”:
    Когда ты хочешь молвить слово,
    Мой друг, подумай - не спеши.
    Оно бывает то сурово,
    То рождено теплом души.
    Оно то жаворонком вьется,
    То медью траурной поет.
    Покуда слово сам не взвесишь,
    Не выпускай его в полет.
    Им можно радости прибавить,
    И радость людям отравить.
    Им можно лед зимой расплавить
    И камень в крошку раздробить.
    Оно одарит иль ограбит.
    Пусть ненароком, пусть шутя.
    Подумай, как бы им не ранить
    Того, кто слушает тебя.
    - Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
    - Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
    "Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
    Учитель: Итак, в чем сила слова?
    Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом, же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.
    Учитель: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!
    Учитель: Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?
    Ученик: Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков.
    Ученик: Нужно бережно, внимательно относиться к словам.
    Ученик: Подумай, прежде чем сказать: "Зачем я это говорю? Для чего?”
    Ученик: Оно не должно быть злым, осуждающим Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего. Если не спрашивают, не говори. Не торопись с ответом
    Учитель: "Как же жить”? – спросите вы. На этот вопрос старец Амвросий Оптинский обычно в шутливом тоне отвечал так: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение”.
    В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
    Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.
    Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: "Наши жАлюзи более красивее ихних”, "Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”
    В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология слова, языка.
    Слово – основная единица языка и речи. Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Фонетикаизучает звуковой состав слова, морфемика – его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), вморфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц.
    В "Словаре русского языка” С. И. Ожегова у слова отмечается 9 значений. Первое из них – "единица речи, служащая для выражения отдельного понятия”. Но под это определение не подходят служебные слова, которые выражают отношения между самостоятельными (знаменательными) словами. Остальные значения, выделяемые в этом словаре, связаны с древнерусским смыслом слова, когда оно, кроме основного значения, имело и другое –"речь”. Именно это значение сохранилось в устойчивых выражениях: дар слова, любить родное слово, свобода слова, предоставить слово, взять слово, лишить слова, заключительное слово (докладчика) и др., а также в пословицах: Ветры горы разрушают - слово народы подымает. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Доброе слово железные ворота отопрёт и др.
    В древнерусском языке значение "слово - речь” было широко распространённым. Сравните, например, названия произведений древнерусской литературы: "Слово о полку Игореве”, "Слово о Законе и Благодати” и др.
    В величайшем памятнике древнерусской литературы "Слове о полку Игореве” есть замечательная фраза: "...великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное”. Как уместно здесь торжественное слово изронил (а не произнёс, не сказал). Как выразительны определения в сочетании золотое слово, со слезами смешанное.
    О слове, сказано много мудрых мыслей (пословиц, поговорок).
    - Можете вспомнить?
    Учащиеся называют пословицы и поговорки: "Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь”; "От хорошего слова душа расцветает”; "За словом в карман не полезет”; "Слова бросает на ветер”; "Слово – серебро, молчание – золото”).
    - Сейчас, мы проведём конкурс презентаций на тему "Лингвистический портрет слова…”.
    1. Презентация "Лингвистический портрет слова – Жизнь!” – представляет ученица 9 класса Миллер Алеся
    2. Презентация "Лингвистический портрет слова – Мир!” – представляет ученик 9 класса Грищенко Иван.
    3. Презентация "Лингвистический портрет слова – Родина!” – представляет ученик 9 класса Фокин Павел.
    Примечание:
    Все презентации "Лингвистический портрет слова” делались учащимися по плану.
    План работы со словом:
    1. Слово и его лексическое значение( из словаря Ожегова)
    2. История слова
    3. Слово и его родственники
    4. . Слово и его друзья
    5. Слово и его враги (антонимы)
    6. Слово во фразеологических оборотах
    7. Соответствие слову в пословицах и поговорках народов мира
    8. Названия в художественных произведениях
    9. .Названия в кинофильмах:
    3. Заключительная часть:
    Слово учителя:
    - Какие знания вы получили на мероприятии?
    - Что вспомнили? Какие понятия повторили?
    - В заключение нашего мероприятия я хотела бы подарить Вам памятки:
    Памятка.
    1. Слово – особый дар.
    2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.
    3. Приготовься ответить за каждое свое слово.
    4. Думай, с какой целью произносишь слово.
    5. Будь немногословен: "Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают”.
    6. Молчи, особенно в неприятностях.
    Приложение
    Слайд 1 Проект
    Слайд 2 «Энциклопедия одного слова»Человек
    1.Слово и его лексическое значение( из словаря Ожегова)
    1.1 Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
    1.2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
    1.3. Употребляется в значении местоимений: «он, кто-то, некто»
    Слайд 3 История слова: Это слово по одной из существующих версий, составлено из двух частей: «чело» и «век», чело- имело значение «верх», «высшее качество», а век – «сила». Первоначально общее значение слова «человек», вероятно был- взрослый, «обладающий полной силой»
    Слайд 4 . Слово и его родственники (однокоренные): человек, человечный, по-человечески, человечество, человечность, бесчеловечность, сверхчеловек.
    Слайд 5 . Слово и его друзья
    (синонимы):человек – люди.
    Слайд 6Слово и его враги (антонимы):
    человек – животное.
    Слайд 7 . Слово во фразеологических оборотах: Непутевый человек – выражение это пришло из глубокой древности. Когда-то при дворах русских князей были разные должности. Должность в то время называлось словом «Путь». Говорили путь соколиный, путь ловчий, путь конюшний и т.д. Бояре домогались у князя пути- должности, но не все получали. О том, кто не имел должности при княжеском дворе, с пренебрежением говорили: «Непутевый человек»
    Слайд 8 . Соответствие слову в пословицах и поговорках народов мира
    «Великий человек, на малые дела» «Человек предполагает, а Бог располагает»
    «Человека лень не кормит, а здоровье только портит»
    «Человек добр¸ а имя ему ОХ»
    Слайд 9.Названия в художественных произведениях:
    А,П. Чехов «Человек в Футляре»
    И.А. Крылов «Тень и человек»
    Н. С.Лесков «Человек на часах»
    М.Цветаева «Думали человек! И умереть заставили»
    Слайд 10 .Названия в кинофильмах:
    «Судьба человека»
    «Человек с ружьем»
    «Человек с бульвара Капуцинов»
    Слайд 1 Проект «Энциклопедия одного слова» улица
    Слайд 2 . Слово и его лексическое значение. (из словаря Ожегова)
    Слайд 3 1.1.Пространство между двумя рядами домов в населённом пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними. Место вне помещения, под открытым небом.
    1.2.Среда, лишенная культурного воздействия семьи, общества. Дурное влияние улицы. На улице (быть, оказаться очутиться). 1)без жилья;2)без работы, без средств к существованию.
    Слайд 4История слова.
    В древности слово «ула» обозначало «отверстие» , «дупло», «дыра», затем оно стало означать «вход», «ворота», потом «проход» и, наконец, появилось значение, «проход между рядами домов».
    Улица - маленькая «ула». Слово «ула» давно вышло из употребления, но от него образовались слова, как улей и улитка (у улитки есть своя ула – убежище; улей – дупло, где живут пчёлы).
    Слайд 5 Слова и его родственники (однокоренные):
    Слайд 6 Слова и его враги (антонимы): помещение.
    Уличный, переулок, проулок, улочка.
    Слайд 7 Слово во фразеологических оборотах:
    «Зелёная улица» На примере этого выражения можно проследить, как меняется наш язык. Ещё сто лет назад выражение «Зеленая улица» вызывало дрожь и ужас, ведь зеленой улицей тогда называли две шеренги солдат, вооруженных зелёной палкой. Зелёными палками называли гибкие длинные прутья шпицрутены, которыми наказывали осужденного за какую – то провинность человека. Осужденного прогоняли или протаскивали сквозь строй солдат, на него с обеих сторон сыпались жестокие удары, и не редко в конце такой страшной «зелёной улицы» человек умирал. Каждый, кому сказали бы в те дни, что ему устроят «Зелённую улицу» содрогнулся бы от ужаса.
    В наши дни эти же слова означают для машиниста поезда например, цепь зелёных семафорных огней на пути следовательно, возможность мчаться вперед, без задержки. Теперь у выражения «Зелёная улица» появилось другое значение- «полная свобода действий в любой области труда и творчества»
    Слайд 8 Соответствие слову в пословицах и поговорках народов мира:
    Улица прямая, да хата кривая.
    Улица широка – хороводу простор.
    Слайд 9 .Названия в художественных произведениях:
    «На улице снег и ветер» Т. Шевченко;
    «Там на улице холодом веет» Н.П. Огарев; «На улице» Н.А. Некрасов. «Ночная улица»В.Брюсов. «Еду ли ночью по улице темной Н.А. Некрасов.
    Слайд 10 Кинофильмы:
    «Улица разбитых фонарей»;
    «Кошмар на улице Вязов»
    «Весна на Заречной улице»
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Надежда (06.06.2014) | Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна E
    Просмотров: 1418 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024