В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 12:13
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Статья на тему:"Групповая форма работы на уроках русского языка"
    Статья на тему: «Групповая форма работы на уроках русского языка» по Программе Кембриджского Университета (третьего базового уровня)
    Актюбинская область
    Мартукский район
    Родниковская средняя школа
    учитель русского языка и литературы
    Лукьяненко Надежда Ивановна

    Сплоченность людей – нерушимая крепость.
    Вальтер Скотт
    Принцип китайской притчи:
    Скажи мне – и я забуду,
    Покажи мне – и я запомню,
    Дай сделать – и я пойму.
    Меня, как и любого учителя, волновал вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.
    Среди множества активных форм обучения мне хочется остановиться на групповой форме работы из-за того, что удельный вес и степень самостоятельности учащихся увеличен, развиваются творческие способности каждого. Попав на курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета(третьего базового уровня) я открыла для себя много интересного.
    Хочу остановиться на психологических особенностях работы учителя. Основная, традиционная, деятельность учащихся в школе – учение – планируется и осуществляется нами, педагогами, форме индивидуальной и фронтальной работы.
    Результаты индивидуальной работы (сочинения, диктанты, самостоятельные работы) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника. Более того, в условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся является коактивной, т.е. постоянной по принципу «рядом, но не вместе», и не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, даже если цели и задачи работы всех исполнителей идентичны. Скорее наоборот, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются самим педагогом.
    В условиях фронтальной работы на уроке так же, как и в ситуации индивидуальной деятельности, успех каждого школьника не предполагает в качестве обязательного условия успех его товарищей. По существу фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, лишь тиражированной по числу учеников в классе.
    Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу. По сравнению с традиционной индивидуальной и фронтальной формой обучения групповая деятельность учащихся на уроке в качестве необходимого условия предполагает повышение роли педагога в организации всего учебно-воспитательного процесса. Это определяет и резко возрастающий объем работы учителя, и качественное ее усложнение. С одной стороны, необходима специальная подготовка учебного материала и разработка оригинальных методик проведения урока, а с другой – важна и собственно психологическая сторона проблемы, т.е. организация взаимодействия учащихся. В связи с этим при формировании учебных групп и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целый ряд самых разнообразных факторов.
    Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их согласованная деятельность.
    Подбор состава учебной группы. На каждом уроке работают группы сменного состава. Прослеживается такой фактор как заговорили «тихие голоса». В ходе проведения своих уроков я заметила, что работа в группе зависит от сплоченности участников, настроения и то способностей и возможностей каждого участника, и его нацеленностью на результат.
    Выбор консультанта, ответственного за работу в группе. Наиболее благоприятную позицию в этом плане занимают одаренные учащиеся. Отношение одноклассников к одаренным учащимся неоднозначно. В большинстве случаев, отмечая их способность к самоорганизации, высокий уровень знаний, устойчивость учебных мотивов, одноклассники и сам учитель видят их склонность к обособлению, стремление ограничить контакты с менее успевающими школьниками. Авторитетный партнер повышает учебную активность одноклассника, если последний в свою очередь считает себя значимым в его глазах. Консультант и его группа должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Если, к примеру, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед ней, невыполнима или что руководитель группы неспособен обеспечить ее выполнение, а другие члены группы придерживаются противоположного мнения, то ни о какой сплоченности группы не может быть и речи. Мы выработали «СВОД ПРАВИЛ» консультанта и членов группы. Среди них:
    - не ссылаться на «объективные обстоятельства»
    - отношения в группе толерантные, тактичные, честные;
    -в группе каждый должен уметь слушать и быть услышанным;
    - приветствовать творчество и нестандартные идеи;
    - рационально использовать время.
    - не уклоняться от ответственности, если виноват;
    - не перекладывать вину «с больной головы на здоровую.»;
    - не приписывать себе успех;
    Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».
    Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.
    «пол» «оса»
    «яр» «марка»
    Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое. «боб» + «уста» = суббота
    «ива» + «карп» = крапива
    «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово.
    Чье дерево пышнее, гуще?
    Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.
    Очень хороший материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды, чайнворды.
    ЧАЙНВОРД – АНТОНИМЫ.
    Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко.
    С Е В Е Р А Н О Т К Р Ы Т А М
    О К Р О Т Н Ё С М Е Л Ь Ч А К
    О Н Е Ц Е Л Е Т О Т О Г Р Е Л
    А С К О В О Т В Ы К Р И В О С
    Е Н Ь Ю Г Л У Б О К О

    Найдите «лишние» слова, в которых нет корней-«хамелеонов». Составьте словосочетания, выбирая слова с чередующимися о - а в корне (по одному для каждого представителя исследовательской группы).
    Творить
    творение
    творог
    творец
    творожный
    творожистый
    твориться
    притвориться
    творожник
    сотворение
    Задание: Соотнесите слова с выражениями.
    Место стоянки судов премьера
    Глава государства приобрести
    Первенство препятствие
    Граница предание
    Оперная певица, исполняющая первые роли предел
    Купить примадонна
    Вступление к музыкальному произведению приоритет
    Помеха президент
    Легенда пристань
    Первое представление прелюдия
    Ученики получают карточки со словами. Лидер записывает задание: сочинить в течение 10 минут коллективный рассказ на тему «В цирке», с учётом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. При завершении работы группа зачитывает рассказ.
    Карточка
    Цирк, арена, акробат, клоун, рукавицы, цыплята, цилиндр, овация, молодцы.
    Загадка Разноцветной страны
    Выразительно прочитайте текст, выпишите слова с корнями –зар, - зор
    Разноцветная страна
    В Разноцветной стране разгорается утренняя зорька. Яркие цветы склоняют красивые головки, кланяются весёлым цветным хамелеонам. Хамелеоны встают на заре, встречают солнышко и весь день загорают на свежем воздухе. Хамелеоны – удивительные творения, они постоянно меняют цвет и украшают Разноцветную страну.
    «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)
    «Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается:
    - названия животных, птиц, насекомых;
    - имена собственные;
    - числительные.
    Провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7классе преобладает описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе. Многозначность слова.
    Такие темы речи, как диалог, составление ролевых диалогов – игра «В магазине», «В библиотеке», вежливые слова, речевой этикет – без групповой формы просто даже и не представляю.
    И в младшем, и в среднем звене очень часто работаем в группе с текстом. Задание здесь может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат (оценка) зависит от каждого. Консультант еще должен проверить выполненное, прежде чем сдаст текст учителю.
    В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа представляла свою служебную часть речи, а одна не (повторение правила). Они и должны были «встать на место».
    Чему бы жизнь нас ни учила,
    Но сердце верит в чудеса:
    Есть (не)скудеющая сила,
    Есть и (не)тленная краса.
    И увядание земное
    Цветов не тронет (не)земных,
    И от полуденного зноя
    Роса не высохнет на них.
    частица союз предлог
    Использую для работы в группе и домашние задания. Например, во время изучения «Служебных частей речи» в 7 кл. : подготовить для взаимодиктанта словосочетания с производными предлогами, словосочетания «Не: слитно, раздельно» и т.д. А на следующем уроке ребята будут диктовать их друг другу в группе или всему классу.
    Готовим дома и занимательные, «олимпиадные» вопросы, чтобы при обобщении знаний по теме одна группа задала их другой.
    - Какую частицу боятся, хотя она и не ядовитая? (уж)
    - Какую разговорную частицу можно заваривать и пить? (чай)
    - Из каких двух предлогов можно создать литературное произведение? (проза)
    - Какой союз может быть и частицей, и словом-предложением? (да)
    -Употребите правильно предлоги в словосочетаниях?
    выехать (с, из) города
    выехать (с, из) Украины
    приехать (с, из) Дальнего Востока
    выйти (с, из) трамвая
    Урок в 7 классе «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».Эстафета.
    Карточки для эстафеты.
    1 группа 2 группа 3 группа
    Издава.мый Освеща.мая Наруша.мый
    Прерыва.мый Слыш.мый Различ.мый
    Вид.мый Движ.мый Непроница.мый
    Гон.мый Уважа.мый Перевод.мый
    Вдохновля.мый Колебл.мый Озаря.мый
    Принима.мый Терп.мый Замеча.мый

    На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т.к. именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке. Они должны быть готовы не только проверить, но и помочь, направить на верное решение. Такие программы есть у меня для всех классов по всем основным разделам русского языка.
    В старших классах на уроках русского языка по группам работаем составить предложения только по схеме;
    - Или дан набор схем, а учащиеся должны найти в тексте предложение, соответствующее их схеме;
    - Расставить знаки препинания в тексте, проанализировав постановку знаков препинания.
    - На уроках комплексного повторения проводим взаимодиктанты, когда консультант или все члены группы по очереди дают лексические толкования слова, а учащиеся записывают слова, согласно значению, на это правило.
    Работа в группе это актуальная и перспективная форма работы, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье учащихся. Я убедилась, что именно такая форма работы развивает критическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, выявляет талантливых и одаренных детей. Таким образом, работая в группе у учащихся повышается интерес к изучаемому предмету, они учатся «слушать» и «слышать» друг друга, идут на компромисс, учатся вести диалог и участвовать в дискуссии. Ведь ожидаемые результаты программы Кембриджского Университета заключаются в том, чтобы ученики научились учиться и стали увлеченными, уверенными, инициативными, оптимистичными, самостоятельными. А мы как их координаторы должны их поддержать и направить в нужное русло.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Надежда (19.06.2014) | Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна E
    Просмотров: 1017 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Тимок  
    Спасибо.Хорошая статья.Своим учителям обязательно рекомендую.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024