«Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова». Урок литературы в 9 классе.
Урок литературы в 9 классе. Учитель Козлова Г.Г. КГУ "Гимназия № 1 г. Темиртау" «Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова». Цель урока: 1.Познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь». 2. Помочь учащимся понять нравственные проблемы этого произведения. 3. Расширять кругозор учащихся. 4. Развивать аналитические способности учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Ход Урока. 1.Мини-урок. Слово об особенностях эпохи 30-х годов 19-го века. Отказавшись от участия в общественной деятельности, лермонтовское поколение , поколение 30-х годов, оказалось пленником своей эпохи. Его удел – бездействие, духовная смерть. А слава побед, рыцарская доблесть отцов стали лишь далёким воспоминанием. В стихотворении 1838 года «Дума» Лермонтов писал: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно; Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно… К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасность позорно малодушны И перед властию – презренные рабы… Мотив неволи, несвободы духа присутствует и в стихотворении 1840 года «Пленный рыцарь». Участь самого поэта и трагедия его лирического героя легко сопоставимы в этом стихотворении. Недаром исследователь творчества М. Ю. Лермонтова И. Андронников писал: « Судьба пленного рыцаря – это как бы судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка грозит ему неизбежной гибелью».
2.Мотивация.
1)Чтение стихотворения учителем вслух. Задача учащихся: Выделите в стихотворении «Пленный рыцарь» строку, которая показалась вам наиболее необычной, привлекла ваше внимание. Затем постарайтесь объяснить, какой смысл заключен в этой строке, как вы понимаете этот смысл. Запись оформите в виде ДНЕВНИКА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ:
Цитата, привлекшая внимание Аргументы (почему привлекла внимание) «нет на устах моих грешной молитвы» Почему молитва названа «грешной»? О чём же грешно молиться?
В результате обсуждения учащиеся приходят к пониманию, что лирический герой мечтает о смерти, так как только в ней видит возможность освободиться, обрести свободу от темницы. Молиться же о смерти – грех.
3) Учащиеся отмечают, что стихотворение «Пленный рыцарь» во многом напоминает им известное произведение А. С. Пушкина «Узник». Стихотворение читается учеником наизусть, после чего составляется диаграмма Венна.
3. Реализация. Диаграмма Венна см. приложение
3. Рефлексия. Эссе. Пример работы ученика. Стихотворение М.Ю Лермонтова потрясло меня силой чувств лирического героя. Стремление к свободе, тоска по свободе затмевает для него всё, даже страх смерти. Какой же силой духа нужно обладать, чтобы воспринять смерть как оруженосца, как слугу, который «подержит стремя» и, значит, исполнит волю «господина»?! Да, он силён духом, не сломлен – но в неволе. И в этом неразрешимая трагедия и лирического героя, и автора.
Самоанализ урока.
1. Что получилось. Информация, полученная учащимися во время мини-урока, помогла обобщить знания об особенностях исторического периода 30-х годов 19-го века в России. Подготовила к восприятию и пониманию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь. Увидеть идейно-художественное своеобразие стихотворения помогло использование дневника двойной записи, активизировало деятельность учащихся. Использование технологии «Диаграмма Венна» позволила учащимся увидеть сходство и различия идейно-художественного своеобразия стихотворений Пушкина и Лермонтова, связать разницу мироощущений лирических героев с особенностями эпохи. Использованные на уроке технологии активизировали учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовали развитию аналитических умений и навыков, формировали умение обобщать, сравнивать, выделять главное. Такие формы работы позволили учащимся высказывать свою точку зрения, развивали монологическую речь. Эссе в качестве оценки дало ребятам возможность в свободной творческой форме подвести итог знаниям, полученным на уроке, пробудило желание работать за несколько минут до конца урока, когда обычно внимание и работоспособность учеников невысоки.