В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 13:16
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    «Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова». Урок литературы в 9 классе.
    Урок литературы в 9 классе. Учитель Козлова Г.Г. КГУ "Гимназия № 1 г. Темиртау"
    «Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова».
    Цель урока:
    1.Познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь».
    2. Помочь учащимся понять нравственные проблемы этого произведения.
    3. Расширять кругозор учащихся.
    4. Развивать аналитические способности учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

    Ход Урока.
    1.Мини-урок. Слово об особенностях эпохи 30-х годов 19-го века.
    Отказавшись от участия в общественной деятельности, лермонтовское поколение , поколение 30-х годов, оказалось пленником своей эпохи. Его удел – бездействие, духовная смерть. А слава побед, рыцарская доблесть отцов стали лишь далёким воспоминанием. В стихотворении 1838 года «Дума» Лермонтов писал:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно;
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья
    В бездействии состарится оно…
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасность позорно малодушны
    И перед властию – презренные рабы…
    Мотив неволи, несвободы духа присутствует и в стихотворении 1840 года «Пленный рыцарь». Участь самого поэта и трагедия его лирического героя легко сопоставимы в этом стихотворении. Недаром исследователь творчества М. Ю. Лермонтова И. Андронников писал: « Судьба пленного рыцаря – это как бы судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка грозит ему неизбежной гибелью».

    2.Мотивация.

    1)Чтение стихотворения учителем вслух. Задача учащихся:
    Выделите в стихотворении «Пленный рыцарь» строку, которая показалась вам наиболее необычной, привлекла ваше внимание. Затем постарайтесь объяснить, какой смысл заключен в этой строке, как вы понимаете этот смысл. Запись оформите в виде ДНЕВНИКА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ:

    Цитата, привлекшая внимание Аргументы (почему привлекла внимание)
    «нет на устах моих грешной молитвы» Почему молитва названа «грешной»? О чём же грешно молиться?

    В результате обсуждения учащиеся приходят к пониманию, что лирический герой
    мечтает о смерти, так как только в ней видит возможность освободиться, обрести свободу от темницы. Молиться же о смерти – грех.

    2) Обсуждение идейно-художественного своеобразия стихотворения «Пленный рыцарь».

    3) Учащиеся отмечают, что стихотворение «Пленный рыцарь» во многом напоминает им известное произведение А. С. Пушкина «Узник». Стихотворение читается учеником наизусть, после чего составляется диаграмма Венна.

    3. Реализация. Диаграмма Венна см. приложение


    3. Рефлексия. Эссе. Пример работы ученика.
    Стихотворение М.Ю Лермонтова потрясло меня силой чувств лирического героя. Стремление к свободе, тоска по свободе затмевает для него всё, даже страх смерти. Какой же силой духа нужно обладать, чтобы воспринять смерть как оруженосца, как слугу, который «подержит стремя» и, значит, исполнит волю «господина»?! Да, он силён духом, не сломлен – но в неволе. И в этом неразрешимая трагедия и лирического героя, и автора.

    Самоанализ урока.

    1. Что получилось.
    Информация, полученная учащимися во время мини-урока, помогла обобщить знания об особенностях исторического периода 30-х годов 19-го века в России. Подготовила к восприятию и пониманию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь.
    Увидеть идейно-художественное своеобразие стихотворения помогло использование дневника двойной записи, активизировало деятельность учащихся.
    Использование технологии «Диаграмма Венна» позволила учащимся увидеть сходство и различия идейно-художественного своеобразия стихотворений Пушкина и Лермонтова, связать разницу мироощущений лирических героев с особенностями эпохи.
    Использованные на уроке технологии активизировали учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовали развитию аналитических умений и навыков, формировали умение обобщать, сравнивать, выделять главное. Такие формы работы позволили учащимся высказывать свою точку зрения, развивали монологическую речь. Эссе в качестве оценки дало ребятам возможность в свободной творческой форме подвести итог знаниям, полученным на уроке, пробудило желание работать за несколько минут до конца урока, когда обычно внимание и работоспособность учеников невысоки.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: kriga (08.10.2014) | Автор: Козлова Галина Геннадьевна E
    Просмотров: 3606 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024