Синонимы. Цель : повторить, какие слова называются «синонимами», уметь подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд; развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас учащихся, воспитывать интерес к языку. ХОД УРОКА. I Орг.момент. II Постановка цели. III Изучение нового материала. 1) Списать предложения, вставить пропущенные буквы. Л..жу на малахитовой тр..ве и слушаю кузнечиков л..сных. Др..жит изумрудная капля в зеленой ладошк.. ольхи. А)Проверяем пропущенные буквы. Б)Повторяем фонетику • Назовите слова, где звуков больше, чем букв (слушаю, изумрудная); • Назовите слова, где букв больше, чем звуков (ольха); • Назовите фонетические процессы, приведите пример. В)Повторим лексику. • Какое из подчеркнутых слов однозначное, а какое - многозначное? (кузнечик - прыгающее насекомое, издающее стрекочущие звуки; капля - маленькая частица жидкости; жидкое лекарство); • Найдите метафоры. Докажите. Г)Выписать слово зеленый. • Найдите слова, которые обозначают зеленый цвет? • Какой частью речи они выражены? • Что обозначают? • Чем отличаются? -Какие слова называют синонимами? - Что такое синонимический ряд? 2)Закрепление материала. А)Подобрать синонимы, дать толкование слова. Я - синоним осьминога, А без С - в метле нас много. ( осьминог - спрут). Я то же, что и ураган, Но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, А называюсь я -(тайфун) Б)Составить синонимический ряд. Простое слово промежуток В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все -(антракт). После урока непременно Нужна ребятам -(перемена) С) Работа по выбору учащихся. Заменить слова в предложении синонимами. Доктор прописал пациентке инъекции. Караульный спрятался ливня под кровлей здания.( Врач назначил больной уколы. Часовой укрылся от дождя под крышей дома.) Д) Самостоятельная работа. Списать, подобрать синонимы к слову блестеть. Зачем нужны синонимы. Утро. Сне.. ослепительно блестит на з..мле. Сер..бром блестят в с..неве неба ств..лы бере.., блестят на со..нце сосульки. ( Утро. Снег ослепительно блестит на земле. Серебром светятся в синеве неба стволы берез, сверкают на солнце сосульки.) Вывод: синонимы делают описание более красивым, образным. IV. Подведение итогов. Верны ли следующие утверждения? 1. Это слова разных частей речи? 2. Это слова одной части речи? 3. Это слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения? 4. Это слова с противоположным значением? 5. Это синонимы : одаренный - талантливый? 6. Спокойный - буйный ? Взаимопроверка. 1 нет, 2да, 3да, 4нет, 5да, 6нет. V. Домашнее задание: п. 33, упр.194 или составить кроссворд.