В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 12:50
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Урок русского языка в 8 классе "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"
    РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс. _______
    Урок № 15: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
    Цели урока:1. Сформировать у учеников представление о подчинительных видах связи;
    2. Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях;
    3.Актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
    4.Закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.
    5.Воспитывать внимание учащихся.
    Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий.
    Ход урока.
    Мотивационно-целевой этап
    I/ Оргмомент.
    Мы продолжаем изучение темы «Словосочетание».
    II/ Актуализация прежних знаний.
    Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные сл/соч отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются сл/соч.
    Фронтальный опрос
    Итак, обобщим имеющиеся знания.
    -1.Дать определение словосочетанию. (В.о. Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    -2.По характеру связи между словами словосочетания делятся на… (в.о.:сочинительные и подчинительные.)
    -3.Чем сочинительные отличаются от подчинительных?
    -4.Чем сл/соч отличается от слова?
    -5.Какие три типа сл/соч по морфологическим свойствам знаем?(именное, глагольное, наречное)
    Операционно-познавательный этап
    IV/ Изучение нового материала
    Это важно запомнить
    Связь слов в словосочетании
    Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
    Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
    Зависимое слово при согласовании может быть выражено
    1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
    2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
    3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
    4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
    5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
    6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
    Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

    Главное слово при управлении выражается
    1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
    2) существительным: чтение книги;
    3) прилагательным: довольный успехом;
    4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
    Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.
    Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
    Главное слово при примыкании:
    1) глагол: бежать быстро,
    2) прилагательное: очень быстрый,
    3) наречие: очень быстро,
    4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
    Зависимое слово при примыкании выражается
    1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
    2) деепричастием: говорил заикаясь,
    3) инфинитивом: просил написать,
    4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
    5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
    6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
    7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
    Следует различать словосочетания и сочетания слов:
    1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
    2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
    3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
    4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый - не словосочетание).
    Свободные и несвободные словосочетания
    В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово - свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
    Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
    - с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
    - с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
    - с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
    - с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.
    Работа с учебником
    Стр 30 упражнение 68
    Стр. 31 упражнение70
    Рефлексивно-оценочный этап:
    4. Итоговое тестирование
    1. Укажите верное определение.
    а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.
    в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
    2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…
    а) главного и придаточного слова
    б) равноправных слов
    в) однородных слов
    г) из главного и зависимого слова
    3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.
    а) березы и осины; раннее утро
    б) было тихо; дождь и снег
    в) реки и озера; тонкий, но прочный
    г) услышали шум; скрип дверей
    4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.
    а) грибы и ягоды
    б) открывать окно
    в) пасмурный день
    г) быстро соображать
    5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…
    а) подчинительного словосочетания
    б) любого словосочетания
    в) сочинительного словосочетания
    г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.
    6. Определите тип подчинительной связи:
    Хвойный лес согласование
    Виртуозно играть – управление
    Настольные часы- примыкание
    Играю на компьютере- согласование
    Лес шумит - управление

    Самопроверка: Ответы к тесту: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в.
    Домашнее задание: страница 32 упражнение 72
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: DIANA_ERIK (04.11.2014) | Автор: Карабжанова Диана Назымбековна E
    Просмотров: 2719 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024