Урок русского языка в 8 классе "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс. _______ Урок № 15: Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Цели урока:1. Сформировать у учеников представление о подчинительных видах связи; 2. Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях; 3.Актуализировать опорные знания и умения по данной теме; 4.Закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы. 5.Воспитывать внимание учащихся. Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий. Ход урока. Мотивационно-целевой этап I/ Оргмомент. Мы продолжаем изучение темы «Словосочетание». II/ Актуализация прежних знаний. Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные сл/соч отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются сл/соч. Фронтальный опрос Итак, обобщим имеющиеся знания. -1.Дать определение словосочетанию. (В.о. Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. -2.По характеру связи между словами словосочетания делятся на… (в.о.:сочинительные и подчинительные.) -3.Чем сочинительные отличаются от подчинительных? -4.Чем сл/соч отличается от слова? -5.Какие три типа сл/соч по морфологическим свойствам знаем?(именное, глагольное, наречное) Операционно-познавательный этап IV/ Изучение нового материала Это важно запомнить Связь слов в словосочетании Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.). Зависимое слово при согласовании может быть выражено 1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать; 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу; 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу; 4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу; 5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем; 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков. Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Главное слово при управлении выражается 1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу; 2) существительным: чтение книги; 3) прилагательным: довольный успехом; 4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. Главное слово при примыкании: 1) глагол: бежать быстро, 2) прилагательное: очень быстрый, 3) наречие: очень быстро, 4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше. Зависимое слово при примыкании выражается 1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее, 2) деепричастием: говорил заикаясь, 3) инфинитивом: просил написать, 4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше, 5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки, 6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно, 7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия». Следует различать словосочетания и сочетания слов: 1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы. 2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв; 3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил; 4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый - не словосочетание). Свободные и несвободные словосочетания В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово - свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица). Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие: - с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.; - с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.; - с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.; - с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д. Работа с учебником Стр 30 упражнение 68 Стр. 31 упражнение70 Рефлексивно-оценочный этап: 4. Итоговое тестирование 1. Укажите верное определение. а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. б) словосочетание – это то же самое, что и предложение. в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. г) словосочетание – это соединение слов одной части речи. 2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из… а) главного и придаточного слова б) равноправных слов в) однородных слов г) из главного и зависимого слова 3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания. а) березы и осины; раннее утро б) было тихо; дождь и снег в) реки и озера; тонкий, но прочный г) услышали шум; скрип дверей 4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит. а) грибы и ягоды б) открывать окно в) пасмурный день г) быстро соображать 5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из… а) подчинительного словосочетания б) любого словосочетания в) сочинительного словосочетания г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи. 6. Определите тип подчинительной связи: Хвойный лес согласование Виртуозно играть – управление Настольные часы- примыкание Играю на компьютере- согласование Лес шумит - управление