Разработка открытого урока по литературе в 9 классе по теме :" Онегин и Ленский" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Тема урока Онегин и Ленский. «Они сошлись - волна и камень, добро и зло, огонь и пламень!» Общая цель Продолжение знакомства с романом и его героями. В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать особенности характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; Развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре. Ожидаемые результаты Знать о сходстве и различии двух типов дворян пушкинской поры, связи обоих образов с лирическим миром автора; Уметь составлять сравнительную характеристику, составлять монологическое высказывание Тип урока Обобщение изученного Задания Выразительное чтение наизусть ,ответы на «толстые и тонкие» вопросы, защита презентации (дом.задание),заполнение таблицы , составление кластер Необходимые материалы икт, презентация к уроку, презентации, подготовленные учащимися заранее, текст романа Пушкина «Евгений Онегин» Ход урока: Вводная часть 1.Организационный момент 2.Слово учителя Запись эпиграфа к уроку «Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой…» По начальному замыслу Пушкина Ленский должен был стать главным героем главы, своим внутренним миром и отношением к жизни показать характер главного героя именно поэтому вторая глава романа носила название «Поэт». 3.Проблемный вопрос: кто из героев ближе Пушкину: Онегин или Ленский? Основная часть 4.Анализ образа Ленского. -Расскажите, какой показана жизнь Ленского до знакомства с Онегиным? -Как относится Онегин и Ленский к дружбе и любви? -Сравните Онегина с Ленским на этих картинах.( показ иллюстраций) Что сблизило их? Каковы темы их разговоров ? В чем отличие Ленского от Онегина? Что отстраняло Онегина от общения с соседями? Почему Пушкин называет Онегина «мудрецом пустынным», а его соседи – «опаснейшим чудаком»? Чем отличаются главные герои от реального человека, изображенного в этом романе? 5.Анализ образа Онегина (показ презентации) 6.Заполнение таблицы (групповая работа) сходство различие Герои были предметом обсуждения соседей Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет их соседи прочили как предполагаемых женихов для своих дочек. Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел У них были общие темы для разговоров и споров: «все подвергалось их суду…» Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…» Им были скучны деревенские праздники, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы» «Чаще занимали страсти / Умы пустынников моих…» У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете» Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому 7. Чтение наизусть письма Татьяны письма Онегина 8. Игра – викторина по роману «Евгений Онегин» ( с использованием интерактивной доски) Показ презентации о Ленском Показ презентации о Е.Онегине Заполнение сравнительной таблицы Чтение наизусть письма Татьяны Письма Онегина Ответы на вопросы викторины Итог 9. итог Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Пушкин дорожит им как человек особенного поэтического склада, обладающий «пылким и довольно странным» складом ума, поэтическим вдохновением, той возвышенной романтичностью, которую дано испытать только в юные годы молодости. Не зря даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом Пушкин одинаково отмечает и наивность Ленского, его неразборчивость жизни и людей: Ленский говорит о неземной любви, а влюбился в пустую кокетку, он полон замыслов и сил, но пишет «темно и вяло». Все это переживал Пушкин в юности , поэтому Ленский ближе и роднее, чем Онегин. Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского? 10.Составление кластера
индивидуальное типическое 11.Рефлексия деятельности учащихся на уроке. Что нового вы узнали сегодня на уроке? «Я изменила мнение о ценности любви, о жизни….» «Я задумалась о своем внутреннем мире и понял(а)…» «Я осознал(а), что то, что я чувствую и думаю, другие могут не понять…» Составление кластера ( индивидуально) Заполняют листы рефлексии