Обобщающий урок по теме: «Путешествие по стране Лексика»
Предмет: русский язык. 6 класс. Обобщающий урок по теме «Лексика» «Путешествие по стране Лексика» Тип урока: обобщающий урок-путешествие Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме, используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме. Задачи: Образовательные: • Систематизировать умение учащихся подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова; Развивающие: • развивать творческое мышление, активность учащихся • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся; Воспитательные: • привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; • формировать чувство прекрасного Форма: нетрадиционная. Формы обучения: опрос, практическая и самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная. Оборудование: • маршрутный лист • проектор, компьютер, экран • «звёздочки» за правильные, полные ответы • компьютерная презентация, колокольчик. Ход урока: І.Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по стране Лексика. Слайд 2 Перед вами маршрутный лист - Ознакомьтесь с названиями станций и определите цель нашего путешествия. (Ребята говорят: повторить и обобщить сведения по теме «Лексика») Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут ваши знания. Сделаем запись в вашей тетради: 22 ноября. - Для начала вспомним: Слайд 3 РАЗМИНКА «Закончи предложение» 1.Лексика - (словарный состав языка) 2. Однозначными называются слова (имеющие одно лексическое значение) 3.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются (многозначными) 4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению (омонимы) 5. Синонимы – это слова (одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения) 6.Антонимы – это слова (одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). ІІ. Инсценирование . Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто. 2 ученика читают стихотворение по ролям. Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла! Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Итак, в путь по бескрайним просторам страны Лексики! СЛАЙД 4 (карта). Итак, перед вами маршрутный лист. Путешественники всегда преодолевают препятствия, и поэтому нам придется останавливаться на станциях и где-то коллективно, а где-то самостоятельно выходить из каких-то ситуаций. Надеюсь, все будут активны. В ходе урока за каждый правильный, полный ответ вы получите «звёздочку». А вот и первая станция. Называется она «Лексическое значение слова» 1.Определите слово по лексическому значению и разгадайте кроссворд. Слайд 5 Задание выполняется на доске и в тетрадях письменно.(групповая) 1.Хвойный лес. ( Бор) 2. Жилище животного. (Нора) 3. Чертёж, изображающий на плоскости какую - нибудь местность. (План) 4.Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам. ( Аллея) 5.Маленький огонь. ( Огонёк) 6.Прибор для определения стран света. (Компас) 7. Лиственный (дубовый) лес. (Дубрава) Слайд 6 Проверка. 2.Составление словосочетаний с разгаданными словами. Учитель: Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка… Определите значение этого слова, сколько значений оно имеет.(индивидуально) Слайд 7 Как называются слова, имеющие несколько значений? Ребята перечисляют значение слова «тройка» и составляют предложение Учитель: Едем дальше. Поле, поле, поле… А какие значения у этого слова? 3.Игра-задачка «Засейте поле ромашками». Пока вы видите только одну. Соблюдайте условие: середина цветка – многозначное слово, его лепестки – это значения данного слова. Победит тот, у кого лепестков ромашек больше. (групповая) Поле – игровая площадка, площадь под посевами, силовое поле, Поля- место по краям тетради, края шляпы. Слайд 8 А теперь выпишите из текста слова с переносным значением, (индивидуально) Осень Осень по лесу шагает: Будто пламень лес горит, Ясень листья осыпает: Дуб нахмуренный стоит. И берёзка молодая С каждым часом всё желтей. Буйный ветер, налетая, Расплетает косы ей. ( По Н. Найдёновой) Слайд 9 Проверьте. Для чего автор использует слова с переносным значением? Как называются выразительные средства, основанные на переносном значении слов? Слайд 10 Как называются такие слова: алый – красный; отважный – храбрый; добрый – злой. Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь-дорогу он зовёт. Следующая станция«Синонимы». Слайд 11. Похвальное слово синонимам. Выберите из данных слов те которые являются синонимами к слову победить Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, смять, потопить. Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь – дорогу он зовёт. Следующая станция «Синонимы». Учитель: Устали. Пора отдохнуть. Полминутки для шутки. Подготовленные ученики выступают со сценкой «Про овсянку». 1. Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю овсянку! – добавил Сашка – И я люблю! – сказал Матвей. – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка. – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни – Каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали. Учитель: Какое слово вам показалось интересным? Как называются такие слова? Слайд12 Отгадайте загадки. Как называются эти слова? 1.Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос) 2. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать. 3. Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь-дорогу он зовёт. Следующая станция «Омонимы» А что такое омонимы? Слайд 13 Вставьте вместо точек нужные слова. Как они называются? 1.Тяжело в ученье ( легко) в бою. 2.Старый друг лучше (новых) двух. 3.Сытый (голодному) не товарищ. ( Антонимы) Учитель: с заданием мы справились. Рядом - станция «Антонимы» Дать определение антонимов. Слайд подбери Антонимы Слайд подбери Синонимы Заполните«Корзинки» Первая группа подбирает антонимы, вторая – синонимы. Громкий, быстрый, крупный, молодой, радостный, трудный, красивый, маленький. Слайд 14 В наш центр «Балдаурен» в 15 смену приехали юные корреспонденты, поэты, журналисты. Как называется наша смена? - Правильно, Республиканский форум детских СМИ «Свежий ветер» Слайд 15 Сейчас на уроке мы с вами тоже попробуем сочинить стихотворение. Я буду называть слово, а вы подбирайте рифму – антоним. Ребята должны продолжить антонимические пары. Скажу я слово высоко, А ты ответишь (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь (близко). Теперь начало я скажу, Ну, отвечай (конец). Рефлексия. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания. Комментирование и выставление оценок - Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной) Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! Литература: Волина В. В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 1995. Бондаренко С. М., Граник Г. Г., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва: 1991. 1.Нуртазина Р. Б. Занимательная грамматика. – Алма – Ата: Мектеп, 1989. « Русский язык в Казахстанской школе». Республиканский научно – методический журнал .№ 6 2009, №5 2010.