В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 10:34
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Обобщающий урок по теме: «Путешествие по стране Лексика»
    Предмет: русский язык. 6 класс.
    Обобщающий урок по теме «Лексика»
    «Путешествие по стране Лексика»
    Тип урока: обобщающий урок-путешествие
    Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме, используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
    Задачи:
    Образовательные:
    • Систематизировать умение учащихся подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
    Развивающие:
    • развивать творческое мышление, активность учащихся
    • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
    Воспитательные:
    • привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
    • формировать чувство прекрасного
    Форма: нетрадиционная.
    Формы обучения: опрос, практическая и самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.
    Оборудование:
    • маршрутный лист
    • проектор, компьютер, экран
    • «звёздочки» за правильные, полные ответы
    • компьютерная презентация, колокольчик.
    Ход урока:
    І.Вступительное слово учителя:
    Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по стране Лексика.
    Слайд 2
    Перед вами маршрутный лист
    - Ознакомьтесь с названиями станций и определите цель нашего путешествия. (Ребята говорят: повторить и обобщить сведения по теме «Лексика»)
    Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут ваши знания.
    Сделаем запись в вашей тетради: 22 ноября.
    - Для начала вспомним:
    Слайд 3
    РАЗМИНКА «Закончи предложение»
    1.Лексика - (словарный состав языка)
    2. Однозначными называются слова (имеющие одно лексическое значение)
    3.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются (многозначными)
    4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению (омонимы)
    5. Синонимы – это слова (одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения)
    6.Антонимы – это слова (одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).
    ІІ. Инсценирование .
    Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.
    2 ученика читают стихотворение по ролям.
    Заранее, заранее всё было решено:
    У школьников собрание, потом у них кино.
    Домой придёт мой старший брат,
    Он мне расскажет всё подряд,
    Он объяснит мне, что к чему,
    А я большая! Я пойму.
    И вот он начал свой рассказ:
    - Они ползут, а он им – раз!
    А тут как раз она ползла.
    А он как даст ему со зла!
    Они ей – раз! Она им – раз!
    Но тут как раз её он спас,
    Он был с ней заодно…
    Ух, сильное кино!
    Нет, видно, я ещё мала:
    Я ничего не поняла!
    Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
    Итак, в путь по бескрайним просторам страны Лексики!
    СЛАЙД 4 (карта).
    Итак, перед вами маршрутный лист.
    Путешественники всегда преодолевают препятствия, и поэтому нам придется останавливаться на станциях и где-то коллективно, а где-то самостоятельно выходить из каких-то ситуаций.
    Надеюсь, все будут активны. В ходе урока за каждый правильный, полный ответ вы получите «звёздочку».
    А вот и первая станция. Называется она «Лексическое значение слова»
    1.Определите слово по лексическому значению и разгадайте кроссворд.
    Слайд 5
    Задание выполняется на доске и в тетрадях письменно.(групповая)
    1.Хвойный лес. ( Бор)
    2. Жилище животного. (Нора)
    3. Чертёж, изображающий на плоскости какую - нибудь местность. (План)
    4.Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам. ( Аллея)
    5.Маленький огонь. ( Огонёк)
    6.Прибор для определения стран света. (Компас)
    7. Лиственный (дубовый) лес. (Дубрава)
    Слайд 6
    Проверка.
    2.Составление словосочетаний с разгаданными словами.
    Учитель: Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка…
    Определите значение этого слова, сколько значений оно имеет.(индивидуально)
    Слайд 7
    Как называются слова, имеющие несколько значений?
    Ребята перечисляют значение слова «тройка» и составляют предложение
    Учитель: Едем дальше. Поле, поле, поле… А какие значения у этого слова?
    3.Игра-задачка «Засейте поле ромашками».
    Пока вы видите только одну. Соблюдайте условие: середина цветка – многозначное слово, его лепестки – это значения данного слова. Победит тот, у кого лепестков ромашек больше. (групповая)
    Поле – игровая площадка, площадь под посевами, силовое поле,
    Поля- место по краям тетради, края шляпы.
    Слайд 8
    А теперь выпишите из текста слова с переносным значением, (индивидуально)
    Осень
    Осень по лесу шагает:
    Будто пламень лес горит,
    Ясень листья осыпает:
    Дуб нахмуренный стоит.
    И берёзка молодая
    С каждым часом всё желтей.
    Буйный ветер, налетая,
    Расплетает косы ей.
    ( По Н. Найдёновой)
    Слайд 9
    Проверьте.
    Для чего автор использует слова с переносным значением? Как называются выразительные средства, основанные на переносном значении слов?
    Слайд 10
    Как называются такие слова:
    алый – красный;
    отважный – храбрый;
    добрый – злой.
    Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь-дорогу он зовёт. Следующая станция«Синонимы».
    Слайд 11.
    Похвальное слово синонимам.
    Выберите из данных слов те которые являются синонимами к слову победить
    Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, смять, потопить.
    Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь – дорогу он зовёт. Следующая станция «Синонимы».
    Учитель: Устали. Пора отдохнуть. Полминутки для шутки. Подготовленные ученики выступают со сценкой «Про овсянку».
    1. Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.
    Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
    – А у меня дома овсянка!
    – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
    – Люблю овсянку! – добавил Сашка
    – И я люблю! – сказал Матвей.
    – Она жёлтая, красивая такая!
    – И вкусная. Особенно с молоком!
    – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
    – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
    – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
    – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
    – Про какую овсянку?
    – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
    – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни
    – Каша песни пела?! – изумился Матвей.
    – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
    – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
    И друзья побежали.
    Учитель: Какое слово вам показалось интересным? Как называются такие слова?
    Слайд12
    Отгадайте загадки. Как называются эти слова?
    1.Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
    2. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать.
    3. Нас много в играх набирают,
    А иногда и на нос надевают.
    Учитель: Колокольчика слышен звон, в путь-дорогу он зовёт. Следующая станция «Омонимы»
    А что такое омонимы?
    Слайд 13
    Вставьте вместо точек нужные слова. Как они называются?
    1.Тяжело в ученье ( легко) в бою.
    2.Старый друг лучше (новых) двух.
    3.Сытый (голодному) не товарищ. ( Антонимы)
    Учитель: с заданием мы справились. Рядом - станция «Антонимы»
    Дать определение антонимов.
    Слайд подбери Антонимы
    Слайд подбери Синонимы
    Заполните«Корзинки»
    Первая группа подбирает антонимы, вторая – синонимы.
    Громкий, быстрый, крупный, молодой, радостный, трудный, красивый, маленький.
    Слайд 14
    В наш центр «Балдаурен» в 15 смену приехали юные корреспонденты, поэты, журналисты. Как называется наша смена?
    - Правильно, Республиканский форум детских СМИ «Свежий ветер»
    Слайд 15
    Сейчас на уроке мы с вами тоже попробуем сочинить стихотворение. Я буду называть слово, а вы подбирайте рифму – антоним.
    Ребята должны продолжить антонимические пары.
    Скажу я слово высоко,
    А ты ответишь (низко)
    Скажу я слово далеко,
    А ты ответишь (близко).
    Теперь начало я скажу,
    Ну, отвечай (конец).
    Рефлексия.
    Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
    Комментирование и выставление оценок
    - Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
    Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
    Литература:
    Волина В. В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 1995.
    Бондаренко С. М., Граник Г. Г., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва: 1991.
    1.Нуртазина Р. Б. Занимательная грамматика. – Алма – Ата: Мектеп, 1989.
    « Русский язык в Казахстанской школе». Республиканский научно – методический журнал .№ 6 2009, №5 2010.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Токио (12.11.2014) | Автор: Татьяна E
    Просмотров: 897 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Gulzhikhan02014  
    Здравствуйте, Татьяна! очень хорошая разработка, прослеживаются все этапы урока! успехов вам!!!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024