« Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Художественная деталь, ее роль».
Урок литературы 6 класс Тема : « Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Художественная деталь, ее роль». Задачи урока- практикума Подтвердить текстом, что речь героев - источник юмора Увидеть в произведении юмористическую ситуацию Какова позиция автора в разоблачении лицемерия Обозначить роль художественной детали Цель урока: • продолжить обучение учащихся работать с художественным текстом • учить учащихся давать речевую характеристику литературным героям • развивать понятие юмора в художественном произведении
Литературный словарь урока: Юмор Лицемерие Пресмыкательство Низкопоклонство Антитеза – противопоставление. Художественная деталь- выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку, определяет отношение читателя. Умение замечать и ценить детали – свидетельство культуры читателя. Подлинные мастера детали – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, И.А.Бунин. Тайный советник – чин 4 класса , который в армии соответствовал званию генерала ( ваше превосходительство) Колежский асессор- соответствовал чиновнику 8 класса Табель о рангах – система военных, гражданских и придворных чинов в России ( было определено 14 рангов) Херес – сорт крепкого виноградного вина Флёрдоранж - белые искусственные цветы из наряда невесты Герострат – мифологический герой, который сжег храм Артемиды, чтобы прославиться Эфиальт – мифологический герой, который предал афинян, указал путь персам Импрессионисты – художники, которые воспроизводили впечатление, настроение , переживания красками на полотне
Сравнительная таблица.
Линии сравнения Тонкий во 2 части рассказа Толстый во 2 части рассказа 1.Глаголы внутреннего состояния героев «захихикал», «приятно ошеломлены», поклонился всем туловищем «хотел возразить, стошнило» 2.Мимика и жесты «побледнел…окаменел.., сам он съежился…сгорбился …сузился» «поморщился» 3.Знаки препинания на конце предложений многоточия Восклицательный знак 4.Обращение героев друг к другу «Ваше превосходительство…Что вы-с… Такие вельможи-с…» «Мы с тобой друзья детства»
Ход урока. 1. Организация. 2. I этап. Притча. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О мои подданные!- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.» Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. « Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены , что не смогут открыть её. Один за другим отходили . Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её. И – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и открылась. Тогда падишах сказал : « Ты будешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь, но и веришь в свои силы».
Как вы понимаете основную мысль притчи? Как она поможет нам на уроке?
Вам сегодня тоже предстоит найти ключ от замка чеховского рассказа, а ключиком будут ваши мысли и действия на уроке.
Давайте определим задачи , которые мы будем решать на уроке.
Начнем с названия. Как вы думаете. Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»? Какой прием художественный использован в названии? А сам рассказ? Комическая ситуация в чем? ( страсть к пресмыкательству перед персоной) Начало рассказа- читает учитель ( худ деталь) Как вы себе представляете тонкого? Толстого? А теперь давайте посмотрим , какими их изобразил А.П.Чехов? Представим себя героем рассказа – Тонкий. ( эпизод встречи) Толстый (эпизод встречи) (передайте мимику, жесты, голосом покажите)
Учитель : но вот герои узнают, чего они достигли, до чего дослужились. Что происходит с ними? Читаем эпизод: « тонкий вдруг побледнел… Работа с таблицей
Тонкий : Я, ваше прев… Толстый: Ну, полно… мы с тобой друзья.. Изменились ли герои рассказа? Кто больше? Почему? Что испортило встречу друзей? Над какими проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов? (добро, зло, соц. неравенство, человеческое непонимание, взаимоотношения) Что высмеивает Чехов в рассказе «Толстый и тонкий? Можно ли сказать , что в рассказе используется веселый смех? (Печальный смех, смех сквозь слезы)
Многие исследователи сравнивают Чехова с художниками импрессионистами, почему? Если близко посмотреть на картину, то будем видеть отдельные мазки красок
Какими красками (мазками) вы бы изобразили Тонкого? А Толстого? А самого А.П.Чехова? А если изобразить на расстоянии? Что мы увидим? Картину в целом. Большое видится на расстоянии.
Ваши иллюстрации ( обратить внимание учащихся)
Л.Н.Толстой : « Чеховские рассказы, как кружево, сплетенное целомудренной девушкой, были такие в старину девушки – кружевницы, «вековушки», они всю жизнь свою, все мечты о счастье влагали в узор» Итоги урока: Итак, ребята, нашли мы ключик к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий? Как удалось нам решить задачи на уроке? Удалось нам стать хорошими читателями рассказа Чехова? Оценки Домашнее задание : сочинение – миниатюра «Что смешно, а что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?