В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 09:54
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    « Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Художественная деталь, ее роль».
    Урок литературы 6 класс
    Тема : « Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Художественная деталь, ее роль».
    Задачи урока- практикума
     Подтвердить текстом, что речь героев - источник юмора
     Увидеть в произведении юмористическую ситуацию
     Какова позиция автора в разоблачении лицемерия
     Обозначить роль художественной детали
    Цель урока:
    • продолжить обучение учащихся работать с художественным текстом
    • учить учащихся давать речевую характеристику литературным героям
    • развивать понятие юмора в художественном произведении

    Литературный словарь урока:
     Юмор
     Лицемерие
     Пресмыкательство
     Низкопоклонство
     Антитеза – противопоставление.
     Художественная деталь- выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку, определяет отношение читателя. Умение замечать и ценить детали – свидетельство культуры читателя.
     Подлинные мастера детали – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, И.А.Бунин.
     Тайный советник – чин 4 класса , который в армии соответствовал званию генерала ( ваше превосходительство)
     Колежский асессор- соответствовал чиновнику 8 класса
     Табель о рангах – система военных, гражданских и придворных чинов в России ( было определено 14 рангов)
     Херес – сорт крепкого виноградного вина
     Флёрдоранж - белые искусственные цветы из наряда невесты
     Герострат – мифологический герой, который сжег храм Артемиды, чтобы прославиться
     Эфиальт – мифологический герой, который предал афинян, указал путь персам
     Импрессионисты – художники, которые воспроизводили впечатление, настроение , переживания красками на полотне

    Сравнительная таблица.

    Линии сравнения Тонкий во 2 части рассказа Толстый во 2 части рассказа
    1.Глаголы внутреннего состояния героев «захихикал», «приятно ошеломлены», поклонился всем туловищем «хотел возразить, стошнило»
    2.Мимика и жесты «побледнел…окаменел.., сам он съежился…сгорбился …сузился» «поморщился»
    3.Знаки препинания на конце предложений
    многоточия
    Восклицательный знак
    4.Обращение героев друг к другу «Ваше превосходительство…Что
    вы-с… Такие вельможи-с…» «Мы с тобой друзья детства»

    Ход урока.
    1. Организация.
    2. I этап. Притча.
    Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О мои подданные!- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.» Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. « Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены , что не смогут открыть её. Один за другим отходили . Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её. И – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и открылась.
    Тогда падишах сказал : « Ты будешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь, но и веришь в свои силы».

    Как вы понимаете основную мысль притчи?
    Как она поможет нам на уроке?

    Вам сегодня тоже предстоит найти ключ от замка чеховского рассказа, а ключиком будут ваши мысли и действия на уроке.

    Давайте определим задачи , которые мы будем решать на уроке.

     Начнем с названия. Как вы думаете. Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»? Какой прием художественный использован в названии? А сам рассказ?
     Комическая ситуация в чем? ( страсть к пресмыкательству перед персоной)
     Начало рассказа- читает учитель ( худ деталь)
     Как вы себе представляете тонкого? Толстого?
     А теперь давайте посмотрим , какими их изобразил А.П.Чехов?
     Представим себя героем рассказа – Тонкий. ( эпизод встречи)
     Толстый (эпизод встречи) (передайте мимику, жесты, голосом покажите)

    Учитель : но вот герои узнают, чего они достигли, до чего дослужились. Что происходит с ними?
    Читаем эпизод: « тонкий вдруг побледнел…
    Работа с таблицей

    Тонкий : Я, ваше прев…
    Толстый: Ну, полно… мы с тобой друзья..
    Изменились ли герои рассказа?
    Кто больше? Почему?
    Что испортило встречу друзей?
    Над какими проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов? (добро, зло, соц. неравенство, человеческое непонимание, взаимоотношения)
    Что высмеивает Чехов в рассказе «Толстый и тонкий?
    Можно ли сказать , что в рассказе используется веселый смех?
    (Печальный смех, смех сквозь слезы)

    Многие исследователи сравнивают Чехова с художниками импрессионистами, почему?
    Если близко посмотреть на картину, то будем видеть отдельные мазки красок

    Какими красками (мазками) вы бы изобразили Тонкого?
    А Толстого? А самого А.П.Чехова?
    А если изобразить на расстоянии? Что мы увидим? Картину в целом.
    Большое видится на расстоянии.

    Ваши иллюстрации ( обратить внимание учащихся)

    Л.Н.Толстой : « Чеховские рассказы, как кружево, сплетенное целомудренной девушкой, были такие в старину девушки – кружевницы, «вековушки», они всю жизнь свою, все мечты о счастье влагали в узор»
    Итоги урока: Итак, ребята, нашли мы ключик к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий?
    Как удалось нам решить задачи на уроке?
    Удалось нам стать хорошими читателями рассказа Чехова?
    Оценки
    Домашнее задание :
    сочинение – миниатюра «Что смешно, а что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Алтаевна (22.12.2014) | Автор: Самиева Айна Алтаевна E
    Просмотров: 2107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Таша  
    спасибо за хороший конспект!!!!!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024