Виды вопросов и заданий к текстам формата PISA по русскому языку и литературе
Виды вопросов и заданий к текстам формата PISA .
Что такое грамотность чтения? В международных исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством.
Проверяемые виды деятельности в заданиях формата PISA . Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий); - выявление информации(20% заданий); - интерпретация текста (30% заданий); - рефлексия на содержание текста (15% заданий); - рефлексия на форму текста (15% заданий);
Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Для выявления общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла уместно определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого предлагаются задания выбрать из текста или самому учащемуся придумать к нему заголовок, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста, объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте, определить основные составляющие графика или таблицы, объяснить назначение карты или рисунка, вида книжного издания и характер текстов, включенных в него и т.д. Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую, что покажет умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать ее в заголовке текста и формулировке его главной темы.
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, 3) картинок, схем и т. п.; 4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов) Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы. 1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»): • нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)? • определение темы; • выявление информации, явно не выраженной в тексте. 2. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»): • нахождение в тексте заданной информации; • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определѐнную мысль; • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения; • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами; • определение основной мысли (идеи) текста; • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста; • выяснение намерений автора текста; • интерпретация (комментирование) названия текста; • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте. 3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»): • сопоставление содержания текста с собственным мнением; • соотнесение информации текста с собственным опытом; • оценка поступков (действий) героев текста; • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста; • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учётом собственных знаний и системы ценностей; • определение назначения, роли иллюстраций; • «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий; • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нѐм информации; • определение жанра и стиля текста; • выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение); • нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
Задание формата PISA . Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему. Старушка и кот. Твоя соседка - одинокая пожилая женщина 75 лет. Её единственная привязанность - здоровенный кот по кличке Патрик. Целыми днями он ест от пуза, спит и изредка играет пластиковыми бутылочками из-под таблеток от повышенного давления и артрита, которые каждый день пьёт его хозяйка. Однажды кот подцепил блох, и соседка просит, чтобы ты сходил в магазин за лекарством от паразитов. В магазине тебе предлагают два средства. Задание 1. Изучи инструкции и выбери то средство, которое удобнее для применения твоей соседке. Дай своими словами обоснование своей точки зрения. Используй при этом то, что сказано в тексте, в одной из инструкций или в них обеих. А) «Зоошампунь «Чистюля». Инструкция к применению. Перед обработкой кожно-волосяной покров животного обильно смочить водой, затем нанести шампунь из расчёта 1 мл на 1 кг массы животного, слегка втереть до образования пены и оставить на 5-7 минут. Затем тщательно смыть тёплой водой, шерсть животного расчесать и высушить. Б) Капли инсектоакарицидные «Мурзик». «Порядок применения: срезать кончик пипетки-капельницы и, раздвинув шерсть, нанести капли непосредственно на сухую неповреждённую кожу в несколько точек вдоль позвоночника (чтобы предотвратить слизывание препарата):у основания головы, на шею и между лопатками. Дозировка : Масса животного Количество препарата для однократной обработки кошки До 1 кг 10 капель 1-3 кг 30 капель 3-8 кг 1 мл (пипетка-капельница)»
Лист ответов и рекомендации к оцениванию Задание 1 Деятельность: Отражение и оценка (поиск, анализ и аргументация необходимой информации). Уровень сложности (грамотность чтения): 3 3 балла – в ответе должны содержаться ключевые слова: «повышенное давление, артрит, 75 лет», «тяжело удерживать кота» и «обильно смочить водой, втереть, тщательно смыть», «нанести на сухую кожу вдоль позвоночника».
2 балла – в ответе содержится информация о том, что соседка пожилая и ей трудно проделать сложные манипуляции (синонимы) с животным.
1 балл – в ответе дан выбор препарата без обоснования. Капли «Мурзик».
0 баллов: – другие ответы (недостаточные, неясные, не относящиеся к вопросу).