В помощь педагогу.
Суббота, 18.05.2024, 11:32
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Виды вопросов и заданий к текстам формата PISA по русскому языку и литературе
    Виды вопросов и заданий к текстам формата PISA .

    Что такое грамотность чтения? В международных исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством.

    Проверяемые виды деятельности в заданиях формата PISA .
    Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
    - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий);
    - выявление информации(20% заданий);
    - интерпретация текста (30% заданий);
    - рефлексия на содержание текста (15% заданий);
    - рефлексия на форму текста (15% заданий);

    Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.
    Для выявления общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла уместно определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого предлагаются задания выбрать из текста или самому учащемуся придумать к нему заголовок, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста, объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте, определить основные составляющие графика или таблицы, объяснить назначение карты или рисунка, вида книжного издания и характер текстов, включенных в него и т.д.
    Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую, что покажет умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать ее в заголовке текста и формулировке его главной темы.

    Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями.
    Задания «множественного выбора»:
    1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
    2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих
    содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
    3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
    Задания «на соотнесение»:
    1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
    пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
    (короткими текстами);
    2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
    3) картинок, схем и т. п.;
    4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение
    синонимов/ антонимов)
    Задания «на дополнение информации»:
    1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
    словом;
    2) дополнение (завершение) предложений.
    Задания «на перенос информации»:
    1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
    2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
    Задания «на восстановление деформированного текста»:
    1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
    последовательности.
    Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и
    соответственно различаться по степени сложности.
    В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.
    1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание
    текста» и «Выявление информации»):
    • нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где?
    когда? что делал(а)?
    • определение темы;
    • выявление информации, явно не выраженной в тексте.
    2. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
    • нахождение в тексте заданной информации;
    • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определѐнную мысль;
    • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
    • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
    • определение основной мысли (идеи) текста;
    • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
    • выяснение намерений автора текста;
    • интерпретация (комментирование) названия текста;
    • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
    3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и
    «Рефлексия формы подачи текста»):
    • сопоставление содержания текста с собственным мнением;
    • соотнесение информации текста с собственным опытом;
    • оценка поступков (действий) героев текста;
    • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
    • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учётом собственных знаний и системы ценностей;
    • определение назначения, роли иллюстраций;
    • «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
    • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нѐм информации;
    • определение жанра и стиля текста;
    • выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
    • нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

    Задание формата PISA .
    Внимательно прочитай текст и выполни задание к нему.
    Старушка и кот.
    Твоя соседка - одинокая пожилая женщина 75 лет. Её единственная привязанность - здоровенный кот по кличке Патрик. Целыми днями он ест от пуза, спит и изредка играет пластиковыми бутылочками из-под таблеток от повышенного давления и артрита, которые каждый день пьёт его хозяйка. Однажды кот подцепил блох, и соседка просит, чтобы ты сходил в магазин за лекарством от паразитов.
    В магазине тебе предлагают два средства.
    Задание 1. Изучи инструкции и выбери то средство, которое удобнее для применения
    твоей соседке. Дай своими словами обоснование своей точки зрения. Используй при этом то, что сказано в тексте, в одной из инструкций или в них обеих.
    А) «Зоошампунь «Чистюля». Инструкция к применению. Перед обработкой кожно-волосяной покров животного обильно смочить водой, затем нанести шампунь из расчёта 1 мл на 1 кг массы животного, слегка втереть до образования пены и оставить на 5-7 минут. Затем тщательно смыть тёплой водой, шерсть животного расчесать и высушить.
    Б) Капли инсектоакарицидные «Мурзик».
    «Порядок применения: срезать кончик пипетки-капельницы и, раздвинув шерсть, нанести капли непосредственно на сухую неповреждённую кожу в несколько точек вдоль позвоночника (чтобы предотвратить слизывание препарата):у основания головы, на шею и между лопатками.
    Дозировка :
    Масса животного Количество препарата для однократной обработки кошки
    До 1 кг 10 капель
    1-3 кг 30 капель
    3-8 кг 1 мл (пипетка-капельница)»

    Лист ответов и рекомендации к оцениванию
    Задание 1
    Деятельность: Отражение и оценка (поиск, анализ и аргументация необходимой
    информации).
    Уровень сложности (грамотность чтения): 3
    3 балла – в ответе должны содержаться ключевые слова: «повышенное давление,
    артрит, 75 лет», «тяжело удерживать кота» и «обильно смочить водой, втереть, тщательно смыть», «нанести на сухую кожу вдоль позвоночника».

    2 балла – в ответе содержится информация о том, что соседка пожилая и ей трудно проделать сложные манипуляции (синонимы) с животным.

    1 балл – в ответе дан выбор препарата без обоснования. Капли «Мурзик».

    0 баллов: – другие ответы (недостаточные, неясные, не относящиеся к вопросу).
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: kriga (07.01.2015) | Автор: Козлова Галина Геннадьевна E
    Просмотров: 14085 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
    Всего комментариев: 1
    1 Таша  
    Спасибо за  интересную и  полезную информацию!!!! Обязательно возьму себе на заметку!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024