Жамбыл облысы Байзақ ауданы Сарыкемер ауылы Жамбыл орта мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Карбозова Атыркуль Есеновна
Тема: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цель урока: 1. Образовательная: показать учащимся поэтически воспроизведённую картину русского общества.
2. Развивающая: повышая самостоятельность и творческие способности учащихся, раскрыть образы Онегина и Татьяны.
3. Воспитывающая: привить духовно-нравственные ценности, как добро, любовь, трудолюбие, стремление к прекрасному и др.
Наглядность: Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», хронологические таблицы, таблица Т, концептуальная таблица.
Тип урока: Комбинированный урок.
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
а) хронология написания романа «Евгений Онегин» б) роман «Евгений Онегин» - народное произведение в) роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
III. Новая тема. Вступление: Чтение отрывка из романа М. Ауэзова «Путь Абая». Глава «На вершине» «…С глубоким вздохом Абай вновь склонился над письмом Татьяны. «Какие искусные слова! Не слова – дыхание, трепетное биение сердца… Нежная глубина!» - подумал он с восхищением… И тотчас, прорезав мрак его памяти, как падающие звёзды прорезают тёмный небосвод, перед его глазами промчались два светлых облика. Один – лик сияющей юности, Тогжан; второй, полный душевной тоски, - Салтанат. … И всё время, пока Абай переводил грустные излияния Татьяны, в его сердце приглушённо звучали и их прощальные слова… Так в зиму 1887 года великий русский акын Пушкин впервые вступил в простор казахских степей, ведя за руку милую свою Татьяну…»
1. Учащиеся делятся на две группы. 1 группа-команда «Евгений Онегин». 2 группа-команда «Татьяна». 2. Работа по концептуальной таблице:
Герой Интерес к жизни Нравственная позиция Оценка герою Онегин Татьяна
Учащиеся заполняют таблицы и читают ответы. По ответам определяю усвоение задания. Обобщаю ответы учащихся, делаем выводы.
3. Работа по таблице Т.
Положительные Отрицательные
Учащиеся записывают положительные и отрицательные качества главных героев – Татьяны и Онегина. Обобщаю ответы учащихся и делаем выводы.
4. Обзор сочинений учащихся.
IV. Закрепление новой темы:
1. Дискуссия на тему: «Счастливы ли герои?» (да, нет) 2. «Что такое счастье?». «Что нужно человеку для счастья?» « Когда человек бывает счастлив?»
2 пути к счастью:
развиваться, мыслить, наслаждаться сиюминутными требовать от жизни и радостями, примиряясь с людей и от себя всё обстоятельствами, утопая больше и больше. в болоте обыденности. (активный) (пассивный)
Обобщаю ответы учащихся, делаю выводы.
V. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание.
Мини-сочинения на темы:
1. «Моё отношение к Онегину». 2. «Что я думаю о Татьяне». 3. «Мои любимые страницы из романа «Евгений Онегин».
Концептуальная таблица.
Герой
Интерес к жизни Нравственная позиция Оценка герою
Онегин Модно одевается Легкомысленный Гордый
Равнодушен к жизни Устал от жизни
Его испортило общество В душе он добрый Концептуальная таблица.
Герой
Интерес к жизни Нравственная позиция Оценка герою
Татьяна Любовь к книгам Любила молиться
Любовь к природе Поэтическая натура Добрая Верная Чистая
Таблица Т. Онегин
Положительные
Отрицательные
Образованный Незаметная доброта Эгоист Гордый
Знаю
Узнал Хочу знать
Что это прекрасное произведение о любви
Узнал преданность Татьяны Любовь Татьяны ко всему простому, к природе. Наивность Татьяны. Страдания Онегина Любит ли Татьяна до сих пор Онегина? Есть ли такая девушка как Татьяна?