Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству С.А. Есенина (11 класс)
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ С.А. ЕСЕНИНА. Чтец 1: Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать, Мы перечитываем созданное ими, И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века. И до сих пор в их недописанную повесть Пытаемся мы проторить пути… Уходят лучшие, и мучает нас совесть, Как будто бы могли мы их спасти. Чтец 2: Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно… Мы умираем, Сходим в тишь и грусть, Но знаю я – Нас не забудет Русь… ( “Памяти Брюсова”) Поэзия Сергея Есенина удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире. Милые берёзовые рощи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Чтец 3: Любовь к Родине неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Только не по совести счастье наготове, Выбираю удалью и глаза и брови. Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
В исполнении учащихся звучит песня на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Чтец 4: Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня.”
Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь – Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою же песней, как ты, Лишь немного глаза прикрою – Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада – Что вовек я любил не один И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню И не буду забывчиво хмур: Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко – Мне за песнею и за вином Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном. Звучит песня “Письмо матери” в исполнении учащегося. Чтец 5: Песенность в поэзии Сергея Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, а то ласковой и тихой, а то горестной и безысходной.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Чтец 6: “Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией”. Борис Пастернак. Моцартовская стихия! Что это такое? Особая чистота и страстность стиха? Конечно! Особая, высшая музыкальность? Несомненно! Но, наверное, и ещё что-то более значительное – человечное, духовное. Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случись рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, “снежного шума”. И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – всё поёт, даже глухая крапива, даже тележные колёса обладают “даром пенья”. В исполнении учащегося звучит песня «Я обманывать себя не стану» Чтец 7 (отрывок из очерка Виктора Астафьева “Есенина поют”): “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём. Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить. Какая очищающая скорбь! “Дальний плач тальянки, голос одинокий…” Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…А где утешишь? Нету его сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. ”Я и сам когда-то пел не уставая, где ты, моя липа, липа вековая?” И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Тёплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты? На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Есенина поют!
Звучит песня «Забава» в записи. Исполнитель – А. Малинин
Чтец 8: (Пётр Орешин. “Сергей Есенин”) Сказка это, чудо ль, или это – бред: Отзвенела удаль разудалых лет. Песня отзвенела над родной землёй. Что же ты наделал, синеглазый мой? Отшумело поле, пролилась река, Русское раздолье, русская тоска. Ты играл снегами, ты и тут и там Синими глазами улыбался нам. Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал? Пир земной со славой ты отпировал. Было это, нет ли, сам не знаю я. Задушила петля в роще соловья.
До беды жалею, что далёко был И петлю на шее не перекусил! Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет. В чёрном коленкоре на столе портрет. Дождичек весенний окропил наш сад, Песенник Есенин, синеглазый брат. Вековая просинь, наша сторона… Если Пушкин – осень, ты у нас – весна! В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой. Что же ты наделал, раскудрявый мой?! В исполнении учащихся звучит песня «Клен ты мой опавший»
Чтец 9: Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
Звучит песня «Отговорила роща золотая» |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: iwaschenkotatjana (20.01.2015)
| Автор: Иващенко Татьяна Васильевна E
|
Просмотров: 690
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|