Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет, олицетворение. .
Класс: 5 Предмет: Русский язык Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет, олицетворение. . Цель урока: Познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. Дать понятие об эпитете Ожидаемый результат : сформировать понятие об эпитете и олицетворении ; показать роль эпитетов и олицетворения в тексте; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений. Приветствие в парах: деление на 2 группы Для организации работы на уроке ученики объединены в две группы по 4 человека. Каждой группе были приготовлены комплекты карточек с текстами. Каждый из вас побывает в роли художника. Художником слова называют писателя, потому что он рисует • картины жизни, • образы, • явления природы, • предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка. Это и есть тема нашего урока Записываем тему урока. Посмотрите на экран, какие тропы используют писатели, поэты в своих художественных произведениях • олицетворения, • эпитеты, • сравнения, Перепишем их в тетрадь. Что они делают? Какую роль играют в тексте? (Рисуют, изображают; выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора.) Сделаем записи в тетради. Сегодня мы поработаем с вами над эпитетом, изучим его маленькие секреты и отличительные особенности. II. Пробуждение жизненных впечатлений. • Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, искренний). Мы назвали эпитеты. Что они делают? Помогают раскрыть качества человека. • Нравится вам этот человек? Опишите человека, который вызывает у вас антипатию. • А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. (Роза.) Что я перечисляла? Эпитеты. Что они делали? Помогали нам представить розу. • Определите время года по его свойствам. Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая. (Зима). • При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? III. Анализ первоначального определения. • Прочитайте выразительно строки А. С. Пушкина: …яблоко, оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось! Из какой сказки эти строчки? • Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? Какой троп использовал поэт в этом отрывке? • Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заряжает настроением; создаёт образ. Записываем в тетради. Введение. Индукция. познакомьтесь с текстами на карточке № 1. Свет луны ночами тонок, Берег светел по ночам, Море тихо, как котёнок, Всё скребётся о причал. Н.Рубцов. Летняя ночь. От облачка к облачку в небе Пробегает луна. (Хокку) - Прочтём выразительно. - Какой темой они объединены? (Учащиеся высказывают предположения. Находят нужное «Ночь») Социализация. А сейчас поработаем в группах. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты и олицетворения. Поразмышляйте над их точностью и выразительностью. Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину. Афиширование. Ученики называют найденные, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину. -Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий. -Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий. -Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна. -Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – толи шорох, толи царапанье коготков. -Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну. -Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает. -Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.
«Разрыв» Найдите эпитеты и олицетворения в карточке №2.
Ночь наступила, и луны Блуждало блещущее диво. Былинки были так бледны, Так колебались боязливо. В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Н.Гоголь.) (Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются). -Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию ( это слова: «боязливо», «величаво», «весело») -Можно ли эти слова отнести к эпитетам? Социализация. У учёных – литературоведов на этот счёт нет общего мнения. Обсудите эту проблему в группе и вынесите решение. Афиширование. (В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью) Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов. Попробуем отличить эпитеты от грамматических определений а) день чудесный! – субботний день золотое сердце – золотое кольцо лисий характер – лисий хвост б) Роль эпитетов в тексте. На экране портрет К.Бальмонта. Перед вами стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», послушайте его. Выпишите эпитеты, которые создают её «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор. Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную, На землю проситься. Лазурь чудесную Она покинула. Задание :Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование, восхищение? Как передать эту смену при чтении? Что придаёт стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)? Самоконструкция. Упражнения творческого характера. а) Игра «Соревнование с писателем» (на доске написано стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. (Идет коллективное обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов.) (Чудная) картина, Как ты мне родна: (Белая) равнина, (Полная) луна. Свет небес (высоких), И (блестящий) снег, И саней (далёких) (Одинокий) бег. б) Мы недавно учили стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». Давайте вспомним его. Афиширование.
(Ученики составляют на доске кластеры (1группа – эпитеты, 2 группа – олицетворения) и записывают волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)
Самоконструкция. записанные, придуманные самими эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу – мини-сочинение на одну из тем:
Рефлексия. 1.Синквейн. 2.Выскажитесь, как вам работалось сегодня? Что вызвало особый интерес? Какие были удачи? Что показалось трудным. 3.Оценки командиров групп Подведение итогов, возвращение к опорному конспекту. (Слайд 13), (Слайд 14) Назовите секреты эпитета. Как увидеть эпитеты в тексте? Какова их роль в художественном тексте? Какой эпитет вы запомнили на уроке Задание на дом предлагают сами ученики: Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его примерами; Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «тишина», «лес», «утро» (по выбору).
Карточка № 1 Свет луны ночами тонок, Берег светел по ночам, Море тихо, как котёнок, Всё скребётся о причал. Н.Рубцов.
Летняя ночь. От облачка к облачку в небе Пробегает луна. (Хокку)
Карточка №2 Задание: найдите эпитеты и олицетворения.
Ночь наступила, и луны Блуждало блещущее диво. Былинки были так бледны, Так колебались боязливо. В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Н.Гоголь.)