В помощь педагогу.
Суббота, 04.05.2024, 16:59
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет, олицетворение. .
    Класс: 5
    Предмет: Русский язык
    Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет, олицетворение. .
    Цель урока: Познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. Дать понятие об эпитете
    Ожидаемый результат : сформировать понятие об эпитете и олицетворении ; показать роль эпитетов и олицетворения в тексте; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений.
    Приветствие в парах: деление на 2 группы
    Для организации работы на уроке ученики объединены в две группы по 4 человека. Каждой группе были приготовлены комплекты карточек с текстами.
    Каждый из вас побывает в роли художника.
    Художником слова называют писателя, потому что он рисует
    • картины жизни,
    • образы,
    • явления природы,
    • предметы
    словами.
    И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка.
    Это и есть тема нашего урока Записываем тему урока.
    Посмотрите на экран, какие тропы используют писатели, поэты в своих художественных произведениях
    • олицетворения,
    • эпитеты,
    • сравнения,
    Перепишем их в тетрадь.
    Что они делают? Какую роль играют в тексте?
    (Рисуют, изображают;
    выражают отношение, чувства;
    передают мысли и эмоции автора.) Сделаем записи в тетради.
    Сегодня мы поработаем с вами над эпитетом, изучим его маленькие секреты и отличительные особенности.
    II. Пробуждение жизненных впечатлений.
    • Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, искренний). Мы назвали эпитеты. Что они делают? Помогают раскрыть качества человека.
    • Нравится вам этот человек? Опишите человека, который вызывает у вас антипатию.
    • А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. (Роза.) Что я перечисляла? Эпитеты. Что они делали? Помогали нам представить розу.
    • Определите время года по его свойствам. Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая. (Зима).
    • При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений?
    III. Анализ первоначального определения.
    • Прочитайте выразительно строки А. С. Пушкина:
    …яблоко, оно
    Соку спелого полно,
    Так свежо и так душисто,
    Так румяно-золотисто,
    Будто мёдом налилось!
    Из какой сказки эти строчки?
    • Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? Какой троп использовал поэт в этом отрывке?
    • Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
    Обобщение ответов в виде опорного конспекта.
    Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заряжает настроением; создаёт образ.
    Записываем в тетради.
    Введение. Индукция.
    познакомьтесь с текстами на карточке № 1.
    Свет луны ночами тонок,
    Берег светел по ночам,
    Море тихо, как котёнок,
    Всё скребётся о причал.
    Н.Рубцов.
    Летняя ночь.
    От облачка к облачку в небе
    Пробегает луна.
    (Хокку)
    - Прочтём выразительно.
    - Какой темой они объединены? (Учащиеся высказывают предположения. Находят нужное «Ночь»)
    Социализация.
    А сейчас поработаем в группах. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты и олицетворения. Поразмышляйте над их точностью и выразительностью. Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину.
    Афиширование.
    Ученики называют найденные, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину.
    -Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий.
    -Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий.
    -Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна.
    -Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – толи шорох, толи царапанье коготков.
    -Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну.
    -Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает.
    -Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.

    «Разрыв»
    Найдите эпитеты и олицетворения в карточке №2.

    Ночь наступила, и луны
    Блуждало блещущее диво.
    Былинки были так бледны,
    Так колебались боязливо.
    В.Набоков

    Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
    (Н.Гоголь.)
    (Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются).
    -Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию ( это слова: «боязливо», «величаво», «весело»)
    -Можно ли эти слова отнести к эпитетам?
    Социализация.
    У учёных – литературоведов на этот счёт нет общего мнения. Обсудите эту проблему в группе и вынесите решение.
    Афиширование.
    (В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью)
    Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.
    Попробуем отличить эпитеты от грамматических определений
    а) день чудесный! – субботний день
    золотое сердце – золотое кольцо
    лисий характер – лисий хвост
    б) Роль эпитетов в тексте.
    На экране портрет К.Бальмонта. Перед вами стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», послушайте его. Выпишите эпитеты, которые создают её «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.
    Светло-пушистая
    Снежинка белая,
    Какая чистая,
    Какая смелая!
    Дорогой бурною
    Легко проносится
    Не в высь лазурную,
    На землю проситься.
    Лазурь чудесную
    Она покинула.
    Задание :Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование, восхищение? Как передать эту смену при чтении? Что придаёт стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?
    Самоконструкция. Упражнения творческого характера.
    а) Игра «Соревнование с писателем» (на доске написано стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. (Идет коллективное обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов.)
    (Чудная) картина,
    Как ты мне родна:
    (Белая) равнина,
    (Полная) луна.
    Свет небес (высоких),
    И (блестящий) снег,
    И саней (далёких)
    (Одинокий) бег.
    б) Мы недавно учили стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». Давайте вспомним его.
    Афиширование.

    (Ученики составляют на доске кластеры (1группа – эпитеты, 2 группа – олицетворения) и записывают волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)

    Самоконструкция.
    записанные, придуманные самими эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу – мини-сочинение на одну из тем:

    • Путешествие ночной искорки
    • Цветы и запахи ночи
    • Луна задумалась…

    Рефлексия.
    1.Синквейн.
    2.Выскажитесь, как вам работалось сегодня?
    Что вызвало особый интерес?
    Какие были удачи?
    Что показалось трудным.
    3.Оценки командиров групп
    Подведение итогов, возвращение к опорному конспекту. (Слайд 13), (Слайд 14)
    Назовите секреты эпитета.
    Как увидеть эпитеты в тексте?
    Какова их роль в художественном тексте?
    Какой эпитет вы запомнили на уроке
    Задание на дом предлагают сами ученики:
    Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его примерами;
    Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «тишина», «лес», «утро» (по выбору).

    Карточка № 1
    Свет луны ночами тонок,
    Берег светел по ночам,
    Море тихо, как котёнок,
    Всё скребётся о причал.
    Н.Рубцов.

    Летняя ночь.
    От облачка к облачку в небе
    Пробегает луна.
    (Хокку)

    Карточка №2
    Задание: найдите эпитеты и олицетворения.

    Ночь наступила, и луны
    Блуждало блещущее диво.
    Былинки были так бледны,
    Так колебались боязливо.
    В.Набоков

    Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Н.Гоголь.)
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Надежда (20.02.2015) | Автор: Лукьяненко Надежде Ивановне E
    Просмотров: 1344 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Leushina  
    Спасибо! Очень полезный материал.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024