Класс: 5 Тема: Алдар-Косе в гостях у нас Цель: 1. Закрепить знания о жанрах художественной литературы, в частности о сказках, их разновидностях; 2. Закрепить умение отгадывать сказки и их главных героев; 3. Вспомнить пословицы, подходящие по смыслу к изучаемой сказке на русском и казахском языках; Ожидаемый результат: Развивать речь и пополнять словарный запас детей Научить сравнивать сказки по диаграмме Венна; Прививать интерес к чтению; Приветствие в парах : по- русски Деление на 2 группы: по расчету 1и 2 Ход занятия: I Орг. момент II- Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? Казахстан - Какие народы живут у нас в Республике? Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы…. - А как называются сказки этих народов? Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские….Мы знаем, что в худ. лит-ре есть разные жанры. Назовите мне, какие? Басня, стих, песня, рассказ, сказка - А на какие бывают сказки? Бытовые, волшебные, о животных - Чем отличаются эти сказки друг от друга? Содержанием - Что происходит в волшебных сказках? Выдуманные герои, волшебство, превращение - Что в бытовых? Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки - А что в сказках о животных? Главными героями являются животные - Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они? III Отгадывание сказок в форме загадок 1. Не лежалось на окошке, 2. Больных зверей он исцелил Покатился по дорожке.(колобок) И Бармалея победил.(Айболит) 1. На крыше дома он живет, 4. Мы дружно, весело живем Человечек – вертолет (Карлсон) И терпеливо маму ждем. Она нам песенку споет, Накормит, молока нальет. (Семеро козлят) 5. Ничего малыш не знает, 6. Мальчик в джунглях очутился, Небылицы сочиняет. И с волками подружился, А одет, как попугай, И с медведем, и с пантерой, Его имя отгадай . (Незнайка) Вырос сильным он и смелым. (Маугли) 1. Я появилась из цветочка, 8. На королевской дочери Всего лишь дюйм была росточком, Хозяина женил На мне хотел жениться крот, Тот кот, что людоеда, А ласточка взяла в полет. (Дюймовочка) Как мышку проглотил. ( Кот в сапогах) - А как начинаются и заканчиваются все народные сказки? IV. Чтение сказки «Каша из топора» 1) Пересказывание содержания поочередно 2) обсуждение: -Какая это сказка? Бытовая - Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку «Кластер» -Кто главные герои? Солдат и бабка - Давайте охарактеризуем их: Бабка – жадная, хитрая, скупая Солдат – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный - Кто вам больше понравился? V. Пословицы VI.Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке: Догадка не хуже разума. Сметка дороже богатства. Глупый киснет, а умный все промыслит. VII. Прослушивание сказки «Хитрый Алдар-Косе» VIII. Беседа. - К какому жанру относится эта сказка? Бытовые - Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку - Сколько героев? 2 -Кто главные герои? Алдар-Косе и бай - Давайте охарактеризуем их: Бай – жадный, глупый, скупой Алдар-Косе – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный - Кто вам больше понравился? IX Диаграмма Венна А давайте сравним эти две сказки по диаграмме Венна 1.Характер 2.Жанр 3.Кол-во героев 4.Мораль Русская сказка Казахская сказка X. «Синквейн» 1 группа по сказке «Каша из топора», 2 группа «Алдар- Косе» XI. Домашняя работа Прочитать сказку Крошечка - Хаврошечка XII.Рефлексия : - Какие сказки мы сегодня вспомнили и прослушали? - О чем они? Чем похожи? Кто главные герои? |