В помощь педагогу.
Суббота, 04.05.2024, 22:48
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Интегрированный урок по русской литературе и истории "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
    Казахстан. ЗКО, Зелёновский р-он, п. Красноармейск, Красноармейская ООШ
    Класс: 8 класс
    Урок: интегрированный ( русская литература + история)
    Тема урока «Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Подготовили и провели: учитель русского языка и литературы I категории Курочкина Н.А.
    учитель истории I категории Печёная Н.Н

    Цели урока:
    -ознакомить учащихся с историческими фактами 1773 г., на основании которых была создана повесть; -указать причину обращения А.С. Пушкина к теме восстания Емельяна Пугачева, объяснить сомнения автора в выборе героя повествования; дать новые биографические сведения о жизни и творчестве Пушкина;
    -повторить изученное ранее понятие об историческом романе, пополнить знания учащихся новыми фактами истории пугачёвского восстания; воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету, к истории своей страны.
    Задачи урока:
    - сформировать знание учащихся о истории создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
    - развивать речь, логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения;
    - воспитывать уважение к творческому наследию А.С. Пушкина, любовь к истории своего края.
    Тип урока: комбинированный
    Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые, эвристические.
    Ожидаемый результат: умение применять полученные знания на практике.

    План урока:
    I. Организационно- ориентирующий этап:
    1.Организационный момент.
    2. Приветствие учителем учащихся и гостей урока.
    3. Постановка темы и целей.

    - Ребята, сегодня мы приступаем к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Работая над темой, нам необходимо ответить на несколько вопросов:
    1. Когда и как возник замысел и сюжет повести «Капитанская дочка»?
    2. Как Пушкин работал над своим замыслом?
    3. Какие события легли в основу повести?
    4. Каким представил себе Пушкин Емельяна Пугачева?
    5. Выводы по теме.

    II. Актуализация знаний и умений:
    - Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проведём викторину «Что я знаю о Пушкине?»:
    1. Викторина «Что я знаю о Пушкине и его времени?»
    1. Годы жизни А.С. Пушкина?
    2. Расскажите о детских годах и первоначальном образовании Пушкина.
    3. Расскажите о годах, проведённых А.С. Пушкиным в лицее.
    4. Как звали няню А.С. Пушкина? Как он к ней относился?
    5. Как звали жену А.С. Пушкина? Расскажите о сватовстве А.С. Пушкина к Гончаровой.
    6. Расскажите о Болдинской осени в жизни писателя.
    7. Перечислите друзей-декабристов А.С. Пушкина.
    8. Что связывает Пушкина с Казахстаном?
    9. Какие казахские писатели занимались переводами творчества А.С. Пушкина на казахский язык?
    10. Прозвище Пушкина в Лицее.
    11. Любимую сестру поэта звали…
    12. Дайте характеристику А.С. Пушкину (характер, общение с друзьями и т.д.)
    13. Расскажите о гибели поэта.
    2. Проверка домашнего задания:
    -Домашним заданием у вас было прочитать 1-2 главы повести «Капитанская дочка». Давайте с вами вспомним, о чем говорится в первой главе.
    -Как зовут главного героя повести? (Пётр Гринёв)
    - Расскажите о детских годах Петра.
    - Как относились родители к Петруше?
    - Что наказывал отец, отправляя Петра на службу?
    III. Изучение нового материала.
    1. Слово учителя: (учитель литературы)
    -“Капитанская дочка” - одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина - неоднократно была предметом исследовательского внимания. В “Капитанской дочке” Пушкин использовал факты, собранные во время работы над “Историей Пугачёвского бунта» .
    - Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период.

    - После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей, ссылкой некоторых из них на пожизненную каторгу. Он всячески поддерживал дух своих заточенных товарищей, адресовывал им стихи и письма. Именно их подвиг заставил его обратиться к истории своей родины, народа, к теме восстаний народа против угнетателей.

    Историк:
    - Ребята, на уроках истории мы с вами уже изучили восстание под предводительством Е.Пугачёва. Прежде всего мы с вами говорили о причинах восстания. Причины, по которым началось восстание Е.Пугачёва, были заложены в самой государственной системе.
    -Назовите временные рамки восстания? (1773-1775)
    В это время в России существовало крепостное право.
    - Что это такое?
    Ученик: (Матросов А)
    (Крепостное право- это когда крестьянин полностью зависел от своего помещика. Положение крестьян было очень тяжёлым, помещик мог продать, поменять своего крепостного на породистую собаку и даже убить)
    Появлению Е.Пугачёва как исторического лица предшествовал бунт Яицких казаков, которые явились сюда с берегов Дона, на берегах Яика, покрытых лесом, они зимовали, спускались по реке к Хвалынскому морю и там разбойничали, а затем возвращались и в урочище Коловратное в 60 км от нынешнего Уральска. То есть жили они вольно никем не притесняемые по велению царя Михаила Фёдоровича обживали пустынные земли по Яику: «Яицкие казаки послушно несут службу по наряду московского приказа на собраниях казаков всеобщим голосованием избирался атаман, каждый казак имел право голоса, мог решать общественные дела, и так было до воцарения на престол Петра 1». По приказу Петра 1 в 1720 году яицкое войско было отдано в ведомство Военной коллегии. Пришёл конец казачьей вольницы, с этого момента и начались распри в казацкой среде, приблизило начало мятежа и отказ казаков преследовать калмыков, решивших покинуть пределы России. «Яицкому войску было велено выступить в погоню, но казаки не послушались, и явно отказались от всякой службы». Вот что записал Пушкин «Узнали, что правительство имеет намерение составить из казаков эскадроны, и что уже повелено брить им бороду. Генерал- майор Траубенберг, присланный для того в Яицкий городок, навлёк на себя негодование».
    Правительство было решительно настроено протеев казаков:
    (документ)
    «Начальство поручено яицкому коменданту, полковнику Симонову. Зачинщики бунта наказаны были кнутом, остальные прощены и приведены ко вторичной присяге, но прощенные мятежники говорили: «То ли еще будет! Так ли мы тряхнем Москвою». Тайные совещания проходили по степным уметам и хуторам. Все предвещало новый мятеж. Не доставало предводителя. Предводитель сыскался. Им оказался Емельян Пугачёв.

    Литератор:
    - Да, Нина Николаевна, мы встречаемся с этим персонажем на страницах повести «Капитанская дочка», а конкретно во 2-й главе, которая называется «Вожатый» . Именно в этой главе Пётр Гринёв впервые встречается с Е.Пугачёвым, не зная того, кто это на самом деле. (просмотр отрывка худ.фильма «Капитанская дочка»- Встреча Гринёва с Пугачёвым)
    - А что говорит история о Пугачёве?

    Ученик: (Жогло Иван)
    -« В смутное сие время, по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, и принимаясь за всякие ремёсла. Он был свидетелем усмирения мятежа и казни зачинщиков, уходил на время в Иргизские скиты. Он отличался дерзостью своих речей, ругал начальство, и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана. Он уверял, что и Донские казаки не замедлят за ними последовать, что у него на границе заготовлено 200 тысяч рублей и товару на 70 тысяч, и что какой-то паша, тотчас по приходу казаков, должен им выдать до 5 миллионов; покамест обещал он каждому по 12 рублей в месяц жалованья. Сверх того, сказывал он, будто бы против Яицких казаков из Москвы идут два полка, что около Рождества или Крещенья, непременно будет бунт. Некоторые из послушных хотели поймать и представить, как возмутителя, в комендантскую канцелярию, но он скрылся вместе с Денисом Пьяновым, и был пойман и был пойман уже в селе Малыкове (что ныне Волгск) по указанию крестьянина, ехавшего с ним одною дорогою. Сей бродяга был Емельян Пугачёв, донской казак и раскольник, пришедший с ложным письменным видом из-за польской границы, с намерением поселиться на реке Иргизе, посреди тамошних раскольников. Он был отослан под стражею в Симбирск, а оттуда в Казань; и как все, относящиеся к делам Яицкого войска, по тогдашним обстоятельствам могло казаться важным, то оренбургский губернатор и почел за нужное уведомить о том государственную Военную коллегию донесением от 18 января 1773г»
    - Он содержался в тюрьме вместе с другими заключенными. Но его сообщники не забыли о нем, и 19 июня 1773 года он бежал
    Ученица: (Тронина Наталья)
    . После этого в течение 3 месяцев скрывался он по хуторам от погони, в начале сентября оказался на хуторе Михаила Кожевникова со своим главным сообщником Иваном Зарубиным, который объявил Кожевникову, что великая особа в их краю.
    Он убеждал Кожевникова скрыть ее на своем хуторе. Кожевников согласился. Зарубин уехал, и в ту же ночь перед светом возвратился с Тимофеем Мясниковым и с неведомым человеком. Все трое верхами. Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкою. Зарубин и Мясников поехали в город для повестки народу, а незнакомец, оставшись у Кожевникова, объявил ему, что он император Петр III , что слухи о его смерти ложны, что он при помощи караульного офицера ушел в Киев, где скрывался около года.
    Слово учителя (учитель литературы):
    -Люди разных сословий относились к Пугачёву по- разному:
    -Как вы думаете, кто любил и уважал Е.Пугачёва?
    ( ответы ребят)
    -А кто боялся и ненавидел Пугачёва? Кто считал его бунтарём и злодеем?
    -Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. Он посвятил ему историческое исследование «История Пугачевского бунта», а впоследствии развил свой замысел до художественного произведения.
    Но исторических материалов было не так много и для того, чтобы собрать побольше достоверного и реального, . С этой целью
    в 1833 году он берет отпуск на службе и отправляется по местам крестьянских волнений. Пушкин надеялся воочию увидеть те места, где когда-то пылали усадьбы помещиков и стояли войска мятежных пугачевцев. Может быть, еще живы свидетели тех страшных лет. Он побывал в Оренбургских, Казахских и Казанских степях, где записывал воспоминания стариков.

    Историк:
    - Восстание крестьян под предводительством Е. Пугачёва произошло в период царствования Екатерины II . На Урале среди казачества, рабочих, калмыков, татар, казахов и других народностей в то время возникла легенда о том, что царь Петр III (муж Екатерины II убит во время дворцового переворота ) жив и едет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III, это был Е.Пугачёв.
    Это восстание поддержали казахи Младшего и Среднего жузов, это было фактом совместной борьбы угнетённых масс против самодержавной власти, гнета помещиков и феодалов.
    -Ребята, почему казахи поддержали восстание?
    Ученица: (Саметова Эльмира)
    -Правильно. Основная причина это земельный вопрос. Есть сведения о том, что доверенное лицо хана Нуралы мулла Забир приезжал в ставку Пугачёва на р. Усиха. Султан Досалы отправил к восставшим военный отряд и открыто поддерживал восставших. В своих манифестах Пугачёв обещал казахам землю и воду, хлеб и соль, реки и луга.
    Казахские джигиты участвовали в осаде Яицкой, Кулагинской крепостей, а также в осаде Оренбурга действовал отряд из 2000 сарбазов. Однако хан Нуралы придерживался двойственной позиции, а позднее полностью перешел на сторону царского правительства. Одним из участников восстания Е.Пугачева был будущий предводитель восстания в Младшем жузе С. Датов. Последние очаги восстания были ликвидированы в 1776 году под командованием генерала А.В. Суворова.
    Восстание было жестоко подавлено. Е. Пугачёв был пойман, его везли в Москву в железной клетке, а затем 10 января 1775 года он был казнен на Болотной площади. Чтобы стереть из памяти народа память о Е. Пугачеве Яицкий городок был переименован г. Уральск, а р.Яик в р. Урал.
    Пушкин сделал вывод, что к восстанию привело ухудшение положения крестьян – к ним относились как к товару, вещи – продавали, дарили, наказывали. Бесправие, крайняя нищета толкали их на сопротивление произволу помещиков.

    Слово учителя.
    Через несколько месяцев после окончания работы над повестью А.С. Пушкин погиб на дуэли. Но эта книга осталась нам, его потомкам, как завещание поэта – хранить честь и быть верным своему долгу. Подробнее эти проблемы мы рассмотрим на следующих уроках.
    Историк:
    Это восстание потерпело поражение.
    -Ребята, а известно ли вам восстание, которое достигло бы своих поставленных целей? ( ответы ребят)
    (Озвучиваем дом. Задание «Написать эссе на тему «А что случилось бы, если бы восстание под предводительством Е.Пугачёва одержало победу?»)

    Историк:
    -На уроках истории мы с вами познакомились с историческими лицами, которые в свое время сыграли большую роль в истории.
    Сейчас мы с вами проведём игру под названием «Кто есть кто?»
    Екатерина 2 –
    Хан Нуралы-
    Хан Абулхаир-
    Е.Пугачёв-
    Сырым Датов-
    Петр 3-

    VI. Заключение (учитель литературы)
    Самое главное, на мой взгляд, различие между историческими источниками и литературным произведением заключается в том, что в “Капитанской дочке” автор представляет Пугачева как единственного предводителя восстания, в то время как в “Истории…” мы нашли такой интересный материал:
    “Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом: но наедине обходились с ним как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних рубахах, и распевая бурлацкие песни.
    Таким образом, исторические материалы позволяют сделать вывод о том, что, в действительности, Пугачев не был самовластен в известной степени, в то время Пугачев - литературный герой представляется нам властным и независимым.
    После изучения этого материала, становится понятно, что Пушкин не занимал позиции ни одной из сторон. Увидев раскол общества на две противопоставленные силы, он понял, что причина подобного раскола лежит не в чьей-либо злой воле, не в низких нравственных свойствах той или иной стороны, а в глубоких социальных процессах, не зависящих от воли или намерений людей.
    К моменту ее создания позиция Пушкина изменилась: мысль о жестокости крестьян заменилась представлением о роковом и неизбежном ожесточении обеих враждующих сторон. Он начал тщательно фиксировать кровавые расправы, учиненные сторонниками правительства.
    Для Пушкина в “Капитанской дочке” правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей.
    В этом для него - подлинный путь к народу.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Таша (30.03.2015) | Автор: Курочкина Наталья E
    Просмотров: 1199 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 айнат  
    просто замечательный урок, мне как историку было интересно проследить за построением структуры урока. урок построен грамотно и я надеюсь, что ученикам было интересно усвоить данный материал

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024