статья "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка" .
Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка . Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
Стратегия модернизации образования в нашей стране предъявляет новые требования, которые определяют главную цель современной школы: формирование творческой и активной личности. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Перед учителем стоит задача вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, при которой участники процесса обучения, взаимодействуя друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Для решения этих задач я использую интересную и эффективную технологию – технологию интеллект-карт, разработанную английским психологом и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект-карты задействуют оба полушария, способствуют формированию учебно-познавательной компетенции, развивают мыслительные и творческие способности обучающихся, являясь важнейшим инструментом .для восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления , речи. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо, чтобы учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию. Моих учеников привлекают следующие свойства интеллект-карт: - Наглядность. Весь материал можно окинуть одним взглядом. -Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. - Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. - Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. - Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. - Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. При создании интеллект-карт нужно следовать определенным правилам: - В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. - Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. - На каждой линии записывается одно ключевое слово - Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы. - Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветвях. - Для большей понятности нумеруются ветви и добавляются ореолы. - По возможности используется максимальное количество цветов. Используя справочные материалы, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка. Опыт работы по применению интеллект-карт в практике представлен мною на районных педагогических чтениях «Профессиональный рост работников образования как условие обеспечения нового качества образования», на областном семинаре «Жемчужины педагогической арены», а также в методическом пособии «Применение интеллект-карт на уроках русского языка». Эффективность данного метода в том, что он отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше . Интеллект-карты можно использовать на разных типах и формах урока: - изучение нового материала: карту можно составить в результате дискуссии или мозгового штурма по определённой теме. Метод можно использовать как обучение учащихся пользоваться справочной литературой, с целью поиска необходимой информации . -закрепление материала :очень удобно использование карт на уроках закрепления, подготовки к итоговым и контрольным работам. Они позволяют быстро и качественно повторить пройденный материал без текстовых источников. - обобщение материала: использование на обобщающих уроках уже построенных интеллект-карт эффективно, так как они являются результатом изучения материала нескольких тем. Это позволяет наиболее полно структурировать материал, устанавливать связи между пройденными темами, укрупнять единицы информации. - Контроль и коррекция усвоения материала: учитель на данном этапе анализирует составленные учащимися интеллект-карты и ,если это необходимо, корректирует процесс усвоения материала. - Рефлексия: подведение итогов урока, эмоционального осмысления своих действий как нельзя лучше проводить с помощью составления карт в различных цветовых режимах. Выражение своего состояния различными цветами очень удобно для учащихся, которые затрудняются реализовать себя и проанализировать деятельность словами. Рефлексия с помощью карт замечательно проходит среди учащихся среднего звена (5-8 классы). Использование интеллект-карты помогает также при написании доклада, реферата, при подготовке проекта, презентации. Метод интеллект-карт просто незаменим при подготовке к итоговой аттестации. Опыт работы показал, что при использование метода интеллект-карт в подготовке к ЕНТ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения: - адаптироваться к условиям ЕНТ - задействовать оба полушария головного мозга - повышается работоспособность - формируются общеучебные умения и навыки - осуществляется контроль собственной интеллектуальной деятельности - улучшаются все виды памяти - развиваются мышление, интеллект, речь, познавательную активность - формируются орфографические и пунктуационные навыки. - повышать результативность (средний балл на ЕНТ по русскому языку моих учащихся составляет 20 , качество знаний 80-100%). Таким образом, внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.