В помощь педагогу.
Суббота, 04.05.2024, 23:08
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    статья "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка" .
    Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка .
    Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
    Эсхил

    Стратегия модернизации образования в нашей стране предъявляет новые требования, которые определяют главную цель современной школы: формирование творческой и активной личности. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Перед учителем стоит задача вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, при которой участники процесса обучения, взаимодействуя друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Для решения этих задач я использую интересную и эффективную технологию – технологию интеллект-карт, разработанную английским психологом и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном.
    Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
    Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
    Интеллект-карты задействуют оба полушария, способствуют формированию учебно-познавательной компетенции, развивают мыслительные и творческие способности обучающихся, являясь важнейшим инструментом .для восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления , речи.
    Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо, чтобы учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию. Моих учеников привлекают следующие свойства интеллект-карт:
    - Наглядность. Весь материал можно окинуть одним взглядом.
    -Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
    - Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
    - Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
    - Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
    - Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. При создании интеллект-карт нужно следовать определенным правилам: - В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. - Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. - На каждой линии записывается одно ключевое слово - Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы. - Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветвях. - Для большей понятности нумеруются ветви и добавляются ореолы. - По возможности используется максимальное количество цветов.
    Используя справочные материалы, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка.
    Опыт работы по применению интеллект-карт в практике представлен мною на районных педагогических чтениях «Профессиональный рост работников образования как условие обеспечения нового качества образования», на областном семинаре «Жемчужины педагогической арены», а также в методическом пособии «Применение интеллект-карт на уроках русского языка».
    Эффективность данного метода в том, что он отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
    приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше .
    Интеллект-карты можно использовать на разных типах и формах урока: - изучение нового материала: карту можно составить в результате дискуссии или мозгового штурма по определённой теме. Метод можно использовать как обучение учащихся пользоваться справочной литературой, с целью поиска необходимой информации .
    -закрепление материала :очень удобно использование карт на уроках закрепления, подготовки к итоговым и контрольным работам. Они позволяют быстро и качественно повторить пройденный материал без текстовых источников.
    - обобщение материала: использование на обобщающих уроках уже построенных интеллект-карт эффективно, так как они являются результатом изучения материала нескольких тем. Это позволяет наиболее полно структурировать материал, устанавливать связи между пройденными темами, укрупнять единицы информации. - Контроль и коррекция усвоения материала: учитель на данном этапе анализирует составленные учащимися интеллект-карты и ,если это необходимо, корректирует процесс усвоения материала.
    - Рефлексия: подведение итогов урока, эмоционального осмысления своих действий как нельзя лучше проводить с помощью составления карт в различных цветовых режимах. Выражение своего состояния различными цветами очень удобно для учащихся, которые затрудняются реализовать себя и проанализировать деятельность словами. Рефлексия с помощью карт замечательно проходит среди учащихся среднего звена (5-8 классы).
    Использование интеллект-карты помогает также при написании доклада, реферата, при подготовке проекта, презентации.
    Метод интеллект-карт просто незаменим при подготовке к итоговой аттестации. Опыт работы показал, что при использование метода интеллект-карт в подготовке к ЕНТ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:
    - адаптироваться к условиям ЕНТ
    - задействовать оба полушария головного мозга
    - повышается работоспособность
    - формируются общеучебные умения и навыки
    - осуществляется контроль собственной интеллектуальной деятельности
    - улучшаются все виды памяти
    - развиваются мышление, интеллект, речь, познавательную активность
    - формируются орфографические и пунктуационные навыки.
    - повышать результативность (средний балл на ЕНТ по русскому языку моих учащихся составляет 20 , качество знаний 80-100%).
    Таким образом, внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulnara (27.05.2015) | Автор: Гульнар E
    Просмотров: 1496 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024