В помощь педагогу.
Суббота, 04.05.2024, 12:55
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Цель: показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
    • Образовательная задача: формирование умения определять тему, идею произведения, раскрывать значение эпиграфа, выявлять особенности сюжета и композиции.
    • Развивающая задача: развитие умений учащихся логически мыслить, развитие навыков
    • сотрудничества в группе.
    • Воспитательная задача: воспитание культуры учащихся и этических норм поведения.
    • Наглядные материалы: портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация, выставка книг Н.В.Гоголя
    • Методика: работа с текстом, групповая работа, вопрос- ответ, частично-поисковый, метод критического мышления через чтение и письмо, устный контроль, синквейн
    • Повторение прошлого урока: биография и творчество писателя
    Ход урока:
    1.Организация урока. Запись в тетради темы и определение целей урока.(Слайд 1-2)
    Эпиграф: (слайд-3)
    Сообщение учителя
    Весь мир против меня:
    Как я велик!…
    М.Ю.Лермонтов
    Все мы вышли из «Шинели» Гоголя
    Ф.М. Достоевский


    1. Стадия вызова. (слайд-4-6)
    Притча о человеке:
    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
    -Ты что ищешь?- спросили они.
    -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
    - Так что же ты ищешь, Демосфен?
    -Я ищу человека...
    -Кого: его, меня..?
    - Я ищу Че-ло-ве-ка!
    Слово учителя:
    Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».
    Вступительное слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
    Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы. Кого мы называем “маленьким человеком”?
    «Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. (слайд-7-8)
    Произведения о «маленьком человеке»
    • Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”.
    • А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
    • А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.
    Словарная работа: (слайд-9)
    Капóт – capotto (от ит.) – пальто, шинель. Капóт – женская или мужская верхняя одежда без перехвата талии.
    Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим её сложенной хлястиком.
    Слово учителя: (слайд-10-12)
    Одним из таких «маленьких людей» является Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
    2.Стадия осмысления (слайд-13-20)
    Работа учащихся в группах.
    1.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича.
    2.«Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».
    3.Портрет петербургского чиновничества.
    4.Фантастическое в повести “Шинель”
    3. Рефлексия: обратная связь (слайд-21)
    a) Блиц-опрос:
    1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого?
    2. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
    3.Как отнеслись служащие департамента, в котором служил А.А., к известию о пропаже шинели?
    4.К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью?
    5.Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину?
    6.Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени?
    7.Чем объясняется грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу?
    8. Обратите внимание на финал повести. Почему именно так заканчивается повесть?
    b) Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
    В завершении сформулируйте проблемный вопрос (слайд-22)
    c) Синквейн о главном герое (слайд-23)
    1 строка: Кто? Что? (1 сущ.)
    2 строка: Какой? (2 прилаг.)
    3 строка: Что делает? (3 глагола)
    4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
    5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)
    4. Подведение итогов урока.
    5.Домашнее задание: написать эссе образ Акакия Башмачкина
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: angel_ainurka (19.10.2015) | Автор: Муканова Айнур Муратовна E
    Просмотров: 905 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024