В помощь педагогу.
Понедельник, 06.05.2024, 19:16
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Урок-концерт по творчеству С.Есенина.
    Урок-концерт по творчеству Сергея Есенина.
    Цели: расширить представления учащихся о жизни и творчестве С. Есенина, воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии.
    План.
    1. Мой Есенин.
    2. Природа в поэтической стране.
    3. О «братьях наших меньших».
    4. Стихи, посвященные родным поэта.
    5. Связь есенинской музы с русским фольклором.
    6. «Персидские мотивы» в лирике поэта.

    Ученик. В этих стихах Есенина Родина не парадная, с большими витринами магазинов и широкими улицами. Его Родина тихая, негромкая, застенчивая. Такая, какую каждый увидел в детстве: полянка с березами, речушка за лесом, еле заметная тропка во ржи…
    Тебе одной плету венок,
    Цветами сыплю стежку серую,
    О Русь, покойный уголок,
    Тебя люблю, тебе и верую.
    Поэт очень любил деревню. Трудно назвать еще одного такого же яркого «крестьянского поэта».
    Учитель. Есенин был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.»
    Это чувство связывает воедино все лирические произведения поэта: стихи с отчетливо выраженной общественно-политической тематикой, любовную лирику, стихи о природе, лирический цикл произведений, посвященных сестре и матери, его поэтические философские раздумья. В этом заключалась своеобразная цельность поэта, несмотря на все внутренние противоречия, которые не покидали его до конца жизни.
    Сергей Есенин прежде всего поэт Руси, и в его стихах , по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.
    Ученица читает стихотворение «Спит ковыль…»
    Учитель. Сила есенинской лирики в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.

    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь…
    Сенокос некошеный
    Лес да монастырь.
    Но любовь поэта к Родине рождает не только грустные картины крестьянской России. Он видит ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, травами, с бездонной синевой небес, с веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами.

    Его пейзаж – это пейзаж, увиденный глазами человека движущегося: бредущего, идущего или проносящегося на «бешеной тройке». В пейзаже всегда присутствует человек. И это прежде всего сам поэт. Он как бы очеловечивает природу. Природа для поэта – это тот друг, настроение которого совпадает с его собственным. Есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он еще пахнущий, звучащий. Кажется, поэт понимает язык берез, волнение золотой ржи, жалобы глухарей…
    (Звучит песня Г. Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая»).
    Сам поэт считал, что в самом имени «Россия» спрятано «синее
    что-то»:«Россия! Россия – какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то!» Синий, голубой и белый цвет – это понятия чистоты, света, добра есенинской музы.
    Ученица читает стихотворение «Я покинул родимый дом».
    Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому: зверям, птицам. Поэт писал:
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.
    Любил Есенин кур, коров, кошек, особенно собак. Вспоминает народный артист СССР В. И. Качалов: «Я отыграл спектакль, прихожу домой … слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин посвятил стихи… Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой держал Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым голосом приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

    Учитель. Семья для Есенина была неотделима от родины. Он признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю». И всегда тосковал по дому. На любви к матери и отчему дому настояна его поэзия. «Дорогая мамаша, свяжи мне, пожалуйста, чулки шерстяные… Здесь, в городе, не достать таких. Пока жизнь моя течет по-старому, только все простуживаюсь и кашляю часто. По примеру твоему натираюсь камфарой и кутаюсь» (Из письма С. Есенина матери Т. Ф. Есениной).
    Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
    «Милый Шуренок, я обиделся, что ты ушла. Позвони мне, родная, твой Сергей. Люблю, люблю» (из письма С. Есенина сестре А. Есениной). Вспоминает А. Есенина: «В один из сентябрьских дней Сергей предложил Сане и мне покататься на извозчике. День был тихий, теплый… Когда мы доехали до Театральной
    Площади, Сергей предложил зайти пообедать. И вот я первый раз в ресторане. Швейцары, ковры, зеркала, сверкающие люстры – все это поразило, ошеломило меня. Я увидела себя в огромном зеркале и оторопела: показалась такой маленькой, неуклюжей, одета по-деревенски и покрыта красивым, но деревенским платком. Саня и Сергей ведут себя просто и свободно. Уцепившись за них, я шагаю к столу у колонны. Сидя за столом и видя мое смущение, Сергей все время улыбается, и, чтобы

    окончательно смутить меня, он проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят…» А на следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи: «Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их не счесть никогда…» и «Я красивых таких не видел…»
    Ученик читает стихотворение «Я красивых таких не видел…»
    Учитель. Стихи Есенина связаны с русским фольклором. Опираясь на народно-поэтическую символику (дуб – долголетие, сосенка – прямота, осина – горе, береза - девичья чистота), поэт часто обращается к этим образам в своей поэзии. Особенно часто он использует образ березы.. Стихи Есенина напевны. Они могут быть легко положены на музыку. Сам поэт любил русские песни. «С раннего детства, - как рассказывала младшая сестра поэта Александра, - слышали мы от матери прекрасные сказки, а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела она переложенные на музыку слова Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов.»
    Сергей понимал песню, чувствовал ее как-то по-своему, по-особенному. Большой радостью для него было подбить мать на песни, споет она, а он говорит: «Вот это песня! За душу берет!»
    Ученица читает стихотворение «Ты запой мне ту песню…»
    Учитель. Первым обращением композиторов к творчеству Есенина был романс «Письмо к матери». Музыку написал Василий Липатов. Участник революции, он 4 года воевал на фронтах гражданской войны, потом возвратился в родную приокскую деревню, заведовал клубом, пытался сочинять музыку. Как и Есенин, этот рязанский песенник был прости, великодушен и житейски беспомощен.
    Мелодию на стихи Есенина «Письмо к матери» Липатов сочинил за один день.
    (Звучит романс «Письмо к матери» В. Липатова).
    От матери Есенин унаследовал душевную чистоту и поэтическую чуткость. Он читал ей свои новые стихи, мать слушала с затаенным дыханием, не перебивая его и ни о чем не спрашивая. Неграмотная, она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала при чтении наизусть.
    Учитель. Стихотворения персидского цикла написаны между октябрем 1924 и августом 1925 года. Впечатления, полученные поэтом от чтения восточной лирики (Фирдоуси, Хайям). От пребывания в средней Азии, от долгих бесед о Персии, от природы и быта Кавказа, позволили ему уловить и передать восточные мотивы. Романтический пейзаж Востока был бы неполным без слияния с темой любви. Есенин создал ей гимн. Образ персиянки Шаганэ – центральный в «Персидских мотивах». Прообразом есенинской героини была учительница русского языка и литературы Шаганэ Нерсесовна Тальян. Она преподавала в батумской школе. Характерно, что тема любви и в «Персидских мотивах» связана с темой Родины.
    Мне пора обратно ехать в Русь
    Персия! Тебя ли покидаю?

    Навсегда ль с тобою расстаюсь
    Из любви к родимому мне краю?

    Мне пора обратно ехать в Русь .
    (Звучит песня на стихи Есенина «Никогда я не был на Босфоре…)

    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю.
    Но только лиры милой не отдам.

    Я не отдам ее в чужие руки,
    Ни матери. Ни другу, ни жене.
    Лишь только мне она свои вверяла звуки
    И песни нежные лишь только пела мне.

    Цветите юные! И здоровейте телом!
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.
    А я пойду один к неведомым пределам,
    Душой бунтующей навеки присмирев.

    Но и тогда,
    Когда во все планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть,-
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Известный поэт Николай Доризо сказал: «Мертвые остаются молодыми. Я не представляю себе семидесятилетнего С. Есенина. Просто не представляю. Он не ушел от нас, а приснился. Не ушел, а проскакал под окном на розовом коне. Проскакал весенней гулкой ранью и стал лучом того солнца, чье имя – Россия!» (Звучит песня на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»)
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: 8705705 (26.03.2014) | Автор: Досумова Галина Асылкановна E
    Просмотров: 1007 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 Tatyana  
    Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха
    говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет
    вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

    2 ТатьянаТатьянка  
    Охвачены учителем основные темы лирики Есенина, даны комментарии. Звучат песни на слова поэта. Действительно, " не ушел, а проскакал на розовом коне".

    1 robby86  
    Очень продуктивный и содержательный урок. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024