Урок-концерт по творчеству Сергея Есенина. Цели: расширить представления учащихся о жизни и творчестве С. Есенина, воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии. План. 1. Мой Есенин. 2. Природа в поэтической стране. 3. О «братьях наших меньших». 4. Стихи, посвященные родным поэта. 5. Связь есенинской музы с русским фольклором. 6. «Персидские мотивы» в лирике поэта.
Ученик. В этих стихах Есенина Родина не парадная, с большими витринами магазинов и широкими улицами. Его Родина тихая, негромкая, застенчивая. Такая, какую каждый увидел в детстве: полянка с березами, речушка за лесом, еле заметная тропка во ржи… Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую, О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Поэт очень любил деревню. Трудно назвать еще одного такого же яркого «крестьянского поэта». Учитель. Есенин был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.» Это чувство связывает воедино все лирические произведения поэта: стихи с отчетливо выраженной общественно-политической тематикой, любовную лирику, стихи о природе, лирический цикл произведений, посвященных сестре и матери, его поэтические философские раздумья. В этом заключалась своеобразная цельность поэта, несмотря на все внутренние противоречия, которые не покидали его до конца жизни. Сергей Есенин прежде всего поэт Руси, и в его стихах , по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. Ученица читает стихотворение «Спит ковыль…» Учитель. Сила есенинской лирики в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь… Сенокос некошеный Лес да монастырь. Но любовь поэта к Родине рождает не только грустные картины крестьянской России. Он видит ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, травами, с бездонной синевой небес, с веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами.
Его пейзаж – это пейзаж, увиденный глазами человека движущегося: бредущего, идущего или проносящегося на «бешеной тройке». В пейзаже всегда присутствует человек. И это прежде всего сам поэт. Он как бы очеловечивает природу. Природа для поэта – это тот друг, настроение которого совпадает с его собственным. Есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он еще пахнущий, звучащий. Кажется, поэт понимает язык берез, волнение золотой ржи, жалобы глухарей… (Звучит песня Г. Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая»). Сам поэт считал, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то»:«Россия! Россия – какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то!» Синий, голубой и белый цвет – это понятия чистоты, света, добра есенинской музы. Ученица читает стихотворение «Я покинул родимый дом». Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому: зверям, птицам. Поэт писал: И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Любил Есенин кур, коров, кошек, особенно собак. Вспоминает народный артист СССР В. И. Качалов: «Я отыграл спектакль, прихожу домой … слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин посвятил стихи… Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой держал Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым голосом приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».
Учитель. Семья для Есенина была неотделима от родины. Он признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю». И всегда тосковал по дому. На любви к матери и отчему дому настояна его поэзия. «Дорогая мамаша, свяжи мне, пожалуйста, чулки шерстяные… Здесь, в городе, не достать таких. Пока жизнь моя течет по-старому, только все простуживаюсь и кашляю часто. По примеру твоему натираюсь камфарой и кутаюсь» (Из письма С. Есенина матери Т. Ф. Есениной). Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» «Милый Шуренок, я обиделся, что ты ушла. Позвони мне, родная, твой Сергей. Люблю, люблю» (из письма С. Есенина сестре А. Есениной). Вспоминает А. Есенина: «В один из сентябрьских дней Сергей предложил Сане и мне покататься на извозчике. День был тихий, теплый… Когда мы доехали до Театральной Площади, Сергей предложил зайти пообедать. И вот я первый раз в ресторане. Швейцары, ковры, зеркала, сверкающие люстры – все это поразило, ошеломило меня. Я увидела себя в огромном зеркале и оторопела: показалась такой маленькой, неуклюжей, одета по-деревенски и покрыта красивым, но деревенским платком. Саня и Сергей ведут себя просто и свободно. Уцепившись за них, я шагаю к столу у колонны. Сидя за столом и видя мое смущение, Сергей все время улыбается, и, чтобы
окончательно смутить меня, он проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят…» А на следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи: «Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их не счесть никогда…» и «Я красивых таких не видел…» Ученик читает стихотворение «Я красивых таких не видел…» Учитель. Стихи Есенина связаны с русским фольклором. Опираясь на народно-поэтическую символику (дуб – долголетие, сосенка – прямота, осина – горе, береза - девичья чистота), поэт часто обращается к этим образам в своей поэзии. Особенно часто он использует образ березы.. Стихи Есенина напевны. Они могут быть легко положены на музыку. Сам поэт любил русские песни. «С раннего детства, - как рассказывала младшая сестра поэта Александра, - слышали мы от матери прекрасные сказки, а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела она переложенные на музыку слова Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов.» Сергей понимал песню, чувствовал ее как-то по-своему, по-особенному. Большой радостью для него было подбить мать на песни, споет она, а он говорит: «Вот это песня! За душу берет!» Ученица читает стихотворение «Ты запой мне ту песню…» Учитель. Первым обращением композиторов к творчеству Есенина был романс «Письмо к матери». Музыку написал Василий Липатов. Участник революции, он 4 года воевал на фронтах гражданской войны, потом возвратился в родную приокскую деревню, заведовал клубом, пытался сочинять музыку. Как и Есенин, этот рязанский песенник был прости, великодушен и житейски беспомощен. Мелодию на стихи Есенина «Письмо к матери» Липатов сочинил за один день. (Звучит романс «Письмо к матери» В. Липатова). От матери Есенин унаследовал душевную чистоту и поэтическую чуткость. Он читал ей свои новые стихи, мать слушала с затаенным дыханием, не перебивая его и ни о чем не спрашивая. Неграмотная, она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала при чтении наизусть. Учитель. Стихотворения персидского цикла написаны между октябрем 1924 и августом 1925 года. Впечатления, полученные поэтом от чтения восточной лирики (Фирдоуси, Хайям). От пребывания в средней Азии, от долгих бесед о Персии, от природы и быта Кавказа, позволили ему уловить и передать восточные мотивы. Романтический пейзаж Востока был бы неполным без слияния с темой любви. Есенин создал ей гимн. Образ персиянки Шаганэ – центральный в «Персидских мотивах». Прообразом есенинской героини была учительница русского языка и литературы Шаганэ Нерсесовна Тальян. Она преподавала в батумской школе. Характерно, что тема любви и в «Персидских мотивах» связана с темой Родины. Мне пора обратно ехать в Русь Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь . (Звучит песня на стихи Есенина «Никогда я не был на Босфоре…)
Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю. Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки, Ни матери. Ни другу, ни жене. Лишь только мне она свои вверяла звуки И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда, Когда во все планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Известный поэт Николай Доризо сказал: «Мертвые остаются молодыми. Я не представляю себе семидесятилетнего С. Есенина. Просто не представляю. Он не ушел от нас, а приснился. Не ушел, а проскакал под окном на розовом коне. Проскакал весенней гулкой ранью и стал лучом того солнца, чье имя – Россия!» (Звучит песня на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»)
Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».