Тема урока: Путешествие по теме « глагол». Вид урока: урок-семинар. Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний. Цели и задачи:
• обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;
• привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока; • научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения. Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы. Ход урока: В государстве Морфология есть удивительный город, в котором живут наши старые знакомые. Стихотворение поможет отгадать их. Я страшное дело какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. О какой части речи говорится в стихотворении? (о глаголе) Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме « Глагол». Цель нашего урока -выявить знатоков этой темы. Проведём блиц – опрос: 1 Что такое глагол? 2 Как изменяются глаголы ? (слайд 1,2) 3 Как определить время глагола ? 4 Запиши вопросы на которые отвечают глаголы в настоящем времени ? 5 Что такое неопределённая форма глагола ? 6 Как изменяются глаголы настоящего ,прошедшего и будущего времени ? (слайд 3 ) Подберите к каждому существительному как можно больше глаголов. ( слайд 4 ) А сейчас давайте вспомним синонимы –это слова близкие по значению . Радоваться - веселиться (слайд 5) Что такое антонимы ? Подберите антоним к словам : грустить, печалиться ,томиться ,горевать. (слайд 6 ) Продолжить пословицу: Легко друга потерять ,но трудно …….(найти ) От радости смеются ,от горя …..(плачут) По одежде встречают ,по уму…..(провожают) Семь раз отмерь – один отрежь. Нет друга ищи , а нашёл береги. Друг познаётся в беде. Глагол – необыкновенная часть речи ,которая любит поговорить о том , что делают предметы. Поэтому они всегда спрашивают : « что делать ?». В стихотворении найдём глаголы . Что без меня предметы ? Летит ракета , Лишь названья. Люди строят здания , А я приду- Цветут сады, Всё в действие придёт: И хлеб в полях растёт
Работа в тетради : Запишите глаголы в три столбика – настоящее ,прошедшее и будущее время. Пишет ,уважает ,читает ,гуляет ,поедет ,играл ,рисует ,звонит ,читал , построит ,варил ,обнимет ,нашёл ,одевает ,плавает ,побежит . ( слайд 7)
Подберите однокоренные слова к глаголу « шли». Ответ : Вышли ,пошли ,подошли ,зашли , сошли ,перешли ,обошли ,вошли. Назовите способ образования слов. Измени по лицам глаголы : рисовать , решать , писать. Я рисую , решаю ,пишу. Ты рисуешь ,решаешь ,пишешь. Он ,она рисует ,решает ,пишет. Мы рисуем ,решаем ,пишем . Вы рисуете ,решаете ,пишете. Они рисуют ,решают ,пишут. (слайд 8) Работа по картинкам . Соедини слова в пары существительное + глагол . Кораблик плывёт. Туча налетела. Река несёт. Дождь пошёл. Грибы растут. (слайд 3) Физкультминутка.
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой: Зябн…т осинка Дрож…т на ветру Стын…т на солнышке Мёрзн…т в жару. Задания:. 1) Назовите глаголы-синонимы. 2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов) 2. Назовите слова с безударными гласными в корне. 3. Запишите стихотворение по памяти. 4. Наблюдение за глаголами. С л о в о у ч и т е л я. — Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?! — Какие звуки мы слышим в лесу? — Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»: И бунту…т, и клокоч…т, Хлещ…т, свищ…т и рев…т, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот. задания: 1. Какую картину вы представили, расскажите. 2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. 3. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы. 4 Проверьте написание личных окончаний глаголов. 3. Творческая работа. На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают. задание: 1. Напишите сочинение-миниатюру. 2. Определите тему будущего текста. 3. Озаглавьте. ( Чтение и анализ 2-3 сочинений). 4. Подведение итогов урока.
Урок русского языка в 4-м классе «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке) Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении. Цель — поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке. Цели: • обучающие: ознакомление глаголов по лицам и числам; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; развитие умения ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме; • развивающие: развивать мышление, память, внимание; • воспитывающая: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе. Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. Оборудование: Таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, грамзапись «Полонез Огинского», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий). Ход урока I. Организационная часть 1) Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте. От жёлтого к зеленому Потом наоборот Ты на зеленый с желтого переводи свой взгляд. Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач! II. Словарно-орфографическая работа. Посмотреть на красный круг 1) Догадайтесь о чем идет речь, записать отгаданное слово. Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь). Желать — хотеть. Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие) — Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь). К слову сверкать подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс «ну» (сверкнуть). Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент? Значение однократности выражается с помощью суффикса «ну». К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть). Записать синоним гореть по звуковой схеме [ гар'эт']. Что обозначает буква Е в данном слове? Придумать словосочетание или предложение со словом гореть в разных значениях. 2) Знакомство с новым словом. Посмотреть на желтый круг. Разноуровневые задания (карточки). Работа в парах. а) Игра «Найди слово». Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке между буквами Т и В, Ш и Р, Р и Г. (3-й уровень сложности) б) Отгадайте загадку. (2-й уровень) Загадка о газете в) Найдите новое словарное слово в пословице. (1-й уровень) Пословица о газете (Газета). — Что мы называем газетой? (Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни). г) Знакомство с этимологией слова. д) Связь с жизнью. Как называется наша районная (областная) газета? Правила чтения книг, газет. е) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони. ж) Запись однокоренных слов, разбор по составу. Проверка. Хоровое чтение словарных слов. III. Актуализация знаний — Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? — Что такое глагол? — Назвать глаголы в словарных словах. Задать вопрос. — Что вы можете о них рассказать. Что вы знаете о глаголах неопределенной формы? — Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени? Посмотреть на красный круг. Задание «повышенной трудности» а) Поставить глагол в неопределенную форму. Найди ошибку: Сверкала — сверкнуть Сверкала — сверкать б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул) IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач — Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени. — Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол? Желтый круг V. Работа над новым материалом — Глагол в русском языке дружит с местоимением — Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.) Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов. Нести, говорить (в настоящем времени). Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени? Коллективная работа. Работа у доски. Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите Он несёт Они несут Он говорит Они говорят Вывод: Как изменяли глагол? Какая часть изменялась? Назовём окончания по лицам и числам. Сравним с таблицей. (в учебнике) — Мы изменяли глагол (спрягали) — Что такое спряжение. Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают, заучивают в парах. Посмотреть на зелёный круг. VI. Физкультминутка. Музыка. Полонез Огинского Самостоятельная работа. Желтый круг. Спрягают глаголы в будущем простом времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделить окончание при спряжении. Решить Взять Спеть Летать (исключить) — Задать вопрос. От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени? — Какой глагол «лишний»? Взаимопроверка. Оценка. Сверить окончания глаголов по таблице. VII. Физкультминутка. Задают вопросы, выполняют действия Шагать, шагнуть. Прыгать, прыгнуть. Присесть — встать. Улыбнуться — сесть. Зеленый круг VIII. Распознавание лица и числа глагола а) Глагол и местоимение дружат. — Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов. На доске запись: Ты ч. таешь газеты? В газетах с. общают всё самое интересное и важное. — Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число. — Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение) Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию. Сравнивают правило с учебником. Заучивают в парах. IX. Закрепление нового материала. Желтый круг а) Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам. б) Дополнительно: Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. (предложение записано на листах словами разных цветов — цветовое воздействие) Задание: найти глаголы и определить лицо, число и время. Проверка. X. Итог Тесты. Выбрать правильный ответ. Работа в парах. Дифференцированные задания (по уровню сложности) 1) Глаголы: • склоняются • спрягаются 2) У глаголов при спряжении изменяется • окончание • основа 3) Лицо глагола определяй: • по местоимению • окончанию • по предлогу 4) Что называется спряжением? • изменение глагола по падежам • изменение глагола по лицам и числам • изменение глагола по рода и числам Проверка. Ответы детей. XI. Рефлексия — Чему научились на уроке? — Что вам особенно понравилось? Самооценка Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка. Оценка учителя. Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени. Спасибо за урок! Урок закончен! Самоанализ урока Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения, т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный. При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Найди слово», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. Известно, что 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. Для создания проблемной ситуации ученикам было дано задание повышенной трудности «Найди ошибку».При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка. На уроке реализованы следующие принципы: 1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых») 2. принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников). 3. принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков. 4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания) 5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия). Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке. Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия , с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики) Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности. Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность. Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя») «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. Здоровьесберегающий аспект урока В начале урока выполняются упражнения: «Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма. «Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний. «Дыхательная гимнастика»- гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно- сосудистой системы. (вдох в два раза короче выдоха). Упражнения для глаз по схеме «зрительно- двигательных траекторий» по В.Ф. Базарному. Организация обучения в режиме «динамических поз». Чередование в соответствии видом работы. Цветовое воздействие (активизация психических, физических процессов). Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности. Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, межпредметная связь, дифференцированные задания. Внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации. Хороший психологический климат урока. Индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся). Рефлексия урока.