В помощь педагогу.
Суббота, 04.05.2024, 21:20
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Путешествие по теме « глагол».
    Тема урока: Путешествие по теме « глагол».
    Вид урока: урок-семинар.
    Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
    Цели и задачи:

    • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;

    • привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока;
    • научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения.
    Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы.
    Ход урока:
    В государстве Морфология есть удивительный город, в котором живут наши старые знакомые. Стихотворение поможет отгадать их.
    Я страшное дело какой деловой:
    В любые дела ухожу с головой.
    Задачи решаю, на скрипке играю,
    Сынишку соседки в коляске катаю.
    Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
    И на стадионе голы забиваю.
    О какой части речи говорится в стихотворении?
    (о глаголе)
    Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме « Глагол». Цель нашего урока -выявить знатоков этой темы.
    Проведём блиц – опрос:
    1 Что такое глагол?
    2 Как изменяются глаголы ? (слайд 1,2)
    3 Как определить время глагола ?
    4 Запиши вопросы на которые отвечают глаголы в настоящем времени ?
    5 Что такое неопределённая форма глагола ?
    6 Как изменяются глаголы настоящего ,прошедшего и будущего времени ? (слайд 3 )
    Подберите к каждому существительному как можно больше глаголов. ( слайд 4 )
    А сейчас давайте вспомним синонимы –это слова близкие по значению .
    Радоваться - веселиться (слайд 5)
    Что такое антонимы ? Подберите антоним к словам : грустить, печалиться ,томиться ,горевать. (слайд 6 )
    Продолжить пословицу:
    Легко друга потерять ,но трудно …….(найти )
    От радости смеются ,от горя …..(плачут)
    По одежде встречают ,по уму…..(провожают)
    Семь раз отмерь – один отрежь.
    Нет друга ищи , а нашёл береги.
    Друг познаётся в беде.
    Глагол – необыкновенная часть речи ,которая любит поговорить о том , что делают предметы.
    Поэтому они всегда спрашивают : « что делать ?». В стихотворении найдём глаголы .
    Что без меня предметы ? Летит ракета ,
    Лишь названья. Люди строят здания ,
    А я приду- Цветут сады,
    Всё в действие придёт: И хлеб в полях растёт

    Работа в тетради : Запишите глаголы в три столбика – настоящее ,прошедшее и будущее время.
    Пишет ,уважает ,читает ,гуляет ,поедет ,играл ,рисует ,звонит ,читал , построит ,варил ,обнимет ,нашёл ,одевает ,плавает ,побежит . ( слайд 7)

    Подберите однокоренные слова к глаголу « шли».
    Ответ : Вышли ,пошли ,подошли ,зашли , сошли ,перешли ,обошли ,вошли.
    Назовите способ образования слов.
    Измени по лицам глаголы : рисовать , решать , писать.
    Я рисую , решаю ,пишу.
    Ты рисуешь ,решаешь ,пишешь.
    Он ,она рисует ,решает ,пишет.
    Мы рисуем ,решаем ,пишем .
    Вы рисуете ,решаете ,пишете.
    Они рисуют ,решают ,пишут. (слайд 8)
    Работа по картинкам . Соедини слова в пары существительное + глагол .
    Кораблик плывёт.
    Туча налетела.
    Река несёт.
    Дождь пошёл.
    Грибы растут. (слайд 3)
    Физкультминутка.

    — Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
    Зябн…т осинка
    Дрож…т на ветру
    Стын…т на солнышке
    Мёрзн…т в жару.
    Задания:.
    1) Назовите глаголы-синонимы.
    2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов)
    2. Назовите слова с безударными гласными в корне.
    3. Запишите стихотворение по памяти.
    4. Наблюдение за глаголами.
    С л о в о у ч и т е л я.
    — Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?!
    — Какие звуки мы слышим в лесу?
    — Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
    И бунту…т, и клокоч…т,
    Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
    И до звезд допрянуть хочет,
    До незыблемых высот.
    задания:
    1. Какую картину вы представили, расскажите.
    2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря.
    3. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
    4 Проверьте написание личных окончаний глаголов.
    3. Творческая работа.
    На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
    задание:
    1. Напишите сочинение-миниатюру.
    2. Определите тему будущего текста.
    3. Озаглавьте.
    ( Чтение и анализ 2-3 сочинений).
    4. Подведение итогов урока.


    Урок русского языка в 4-м классе «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
    Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.
    Цель — поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
    Цели:
    • обучающие: ознакомление глаголов по лицам и числам; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; развитие умения ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме;
    • развивающие: развивать мышление, память, внимание;
    • воспитывающая: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
    Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
    Оборудование: Таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, грамзапись «Полонез Огинского», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий).
    Ход урока
    I. Организационная часть
    1) Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте.
    От жёлтого к зеленому
    Потом наоборот
    Ты на зеленый с желтого
    переводи свой взгляд.
    Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
    II. Словарно-орфографическая работа. Посмотреть на красный круг
    1) Догадайтесь о чем идет речь, записать отгаданное слово.
    Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь).
    Желать — хотеть.
    Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)
    — Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь).
    К слову сверкать подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс «ну» (сверкнуть).
    Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?
    Значение однократности выражается с помощью суффикса «ну».
    К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).
    Записать синоним гореть по звуковой схеме [ гар'эт'].
    Что обозначает буква Е в данном слове?
    Придумать словосочетание или предложение со словом гореть в разных значениях.
    2) Знакомство с новым словом. Посмотреть на желтый круг. Разноуровневые задания (карточки). Работа в парах.
    а) Игра «Найди слово». Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке между буквами Т и В, Ш и Р, Р и Г. (3-й уровень сложности)
    б) Отгадайте загадку. (2-й уровень) Загадка о газете
    в) Найдите новое словарное слово в пословице. (1-й уровень) Пословица о газете (Газета).
    — Что мы называем газетой? (Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни).
    г) Знакомство с этимологией слова.
    д) Связь с жизнью. Как называется наша районная (областная) газета? Правила чтения книг, газет.
    е) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони.
    ж) Запись однокоренных слов, разбор по составу. Проверка.
    Хоровое чтение словарных слов.
    III. Актуализация знаний
    — Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
    — Что такое глагол?
    — Назвать глаголы в словарных словах. Задать вопрос.
    — Что вы можете о них рассказать. Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
    — Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
    Посмотреть на красный круг.
    Задание «повышенной трудности»
    а) Поставить глагол в неопределенную форму.
    Найди ошибку:
    Сверкала — сверкнуть
    Сверкала — сверкать
    б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)
    IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач
    — Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени.
    — Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол?
    Желтый круг
    V. Работа над новым материалом
    — Глагол в русском языке дружит с местоимением
    — Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)
    Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов. Нести, говорить (в настоящем времени). Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?
    Коллективная работа. Работа у доски.
    Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим
    Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите
    Он несёт Они несут Он говорит Они говорят
    Вывод: Как изменяли глагол? Какая часть изменялась? Назовём окончания по лицам и числам. Сравним с таблицей. (в учебнике)
    — Мы изменяли глагол (спрягали)
    — Что такое спряжение.
    Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают, заучивают в парах.
    Посмотреть на зелёный круг.
    VI. Физкультминутка. Музыка. Полонез Огинского
    Самостоятельная работа. Желтый круг.
    Спрягают глаголы в будущем простом времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделить окончание при спряжении.
    Решить Взять Спеть Летать (исключить)
    — Задать вопрос. От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени?
    — Какой глагол «лишний»?
    Взаимопроверка. Оценка. Сверить окончания глаголов по таблице.
    VII. Физкультминутка. Задают вопросы, выполняют действия
    Шагать, шагнуть. Прыгать, прыгнуть. Присесть — встать. Улыбнуться — сесть.
    Зеленый круг
    VIII. Распознавание лица и числа глагола
    а) Глагол и местоимение дружат.
    — Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.
    На доске запись:
    Ты ч. таешь газеты? В газетах с. общают всё самое интересное и важное.
    — Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.
    — Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)
    Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
    Сравнивают правило с учебником. Заучивают в парах.
    IX. Закрепление нового материала. Желтый круг
    а) Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам.
    б) Дополнительно:
    Услышим скоро мы звонок.
    Пора заканчивать урок.
    (предложение записано на листах словами разных цветов — цветовое воздействие)
    Задание: найти глаголы и определить лицо, число и время. Проверка.
    X. Итог
    Тесты. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.
    Дифференцированные задания (по уровню сложности)
    1) Глаголы:
    • склоняются
    • спрягаются
    2) У глаголов при спряжении изменяется
    • окончание
    • основа
    3) Лицо глагола определяй:
    • по местоимению
    • окончанию
    • по предлогу
    4) Что называется спряжением?
    • изменение глагола по падежам
    • изменение глагола по лицам и числам
    • изменение глагола по рода и числам
    Проверка. Ответы детей.
    XI. Рефлексия
    — Чему научились на уроке?
    — Что вам особенно понравилось?
    Самооценка
    Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
    Оценка учителя.
    Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.
    Спасибо за урок! Урок закончен!
    Самоанализ урока
    Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения, т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный.
    При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Найди слово», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. Известно, что 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. Для создания проблемной ситуации ученикам было дано задание повышенной трудности «Найди ошибку».При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.
    На уроке реализованы следующие принципы:
    1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых»)
    2. принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников).
    3. принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков.
    4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)
    5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).
    Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.
    Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
    На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия , с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики) Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.
    Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность.
    Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя») «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
    Здоровьесберегающий аспект урока
    В начале урока выполняются упражнения:
    «Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма.
    «Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
    «Дыхательная гимнастика»- гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно- сосудистой системы. (вдох в два раза короче выдоха).
    Упражнения для глаз по схеме «зрительно- двигательных траекторий» по В.Ф. Базарному.
    Организация обучения в режиме «динамических поз». Чередование в соответствии видом работы.
    Цветовое воздействие (активизация психических, физических процессов).
    Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
    Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, межпредметная связь, дифференцированные задания.
    Внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации.
    Хороший психологический климат урока.
    Индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся).
    Рефлексия урока.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: voroncova (25.01.2016) | Автор: Воронцова Светлана Борисовна E
    Просмотров: 552 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024