Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории на примере использования краеведческого материала.
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории на примере использования краеведческого материала. Глава государства Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставил конкретную задачу по принятию Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Соответственно, главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. 1 Ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования. Речь идет о формировании следующих ключевых компетенций: - Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни). - Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках). - Социальные (способность к социальному взаимодействию ). - Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным). - Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности). - Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя). В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия: - практическая направленность обучения - ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности - использование на уроках деятельностного подхода в обучении, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, формированию ключевых образовательных компетенций. В этом плане заслуживает внимание опыт обращения к краеведческому компоненту содержания образования в рамках исторического образования и повышение его практической ориентации. Здесь следует напомнить о том, что главными целями изучения курса краеведения в школе являются: 1) Реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае; 2) Расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения: 1) повышение познавательные интересы учащихся; 2) формирование, развитие практических и интеллектуальных навыков и умений; 3) развитие поисково-исследовательских качеств личности, 4) развитие функциональной грамотности учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине. Если построить образовательный процесс на уроках истории и краеведения через создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся ключевые образовательные компетенции, что повысит качество образования, в том числе усилит духовно-нравственные и эстетические функции образования. Исходя из целей обучения истории и краеведения ,видим, что роль их в формировании базовых образовательных компетенций огромна. История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной жизненной позицией. А без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение становится важным средством повышения качества знаний. Учителям необходимо стремится к тому, чтобы при изучении определённой эпохи в истории Казахстана обязательно затрагивались краеведческие темы. История нашей страны строится, в основном, на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населённого пункта, области с понятием нашей огромной страны. Краеведческий принцип изучения истории отличается соединением принципа научности и принципами доступности, сознательности и активности. Это помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Он делает историю живой, формирует у школьников чувство сопричастности к прошлому родной страны. На основе краеведения происходит естественное, ненавязчивое формирование ключевых образовательных компетенций. Например, информационные компетенции предполагают умения учащихся работать с разными источниками информации, искать, систематизировать, анализировать, преобразовывать, передавать информацию, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. Здесь речь идет о готовности школьников к использованию информационных ресурсов в работе с архивами, письмами, устными воспоминаниями, материалами краеведческого музея, краеведческой литературой, интернет-материалами. Учитель может направить работу учеников в русло подготовки мультимедийных презентаций по истории семьи, города, области для уроков и внеклассных мероприятий. Коммуникативные компетенции вырабатывают способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском языках, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично. Здесь также подразумевается защита докладов учениками на конференциях, исследовательских конкурсах. Ценностно-смысловые и гражданские компетенции, предполагающие умения формулировать собственные ценностные ориентиры, принимать решения, брать на себя ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, можно формировать на уроках с помощью дискуссий, пресс-конференций, «круглых столов». Например, в разделе “Cоциально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 19 веке”в 8 классе, есть такие темы, как: “Создание Семипалатинского внутреннего округа”, “Развитие торговли в Казахстане”, “Развитие промышленности в Казахстане”. Данные темы можно раскрыть, используя краеведческий материал. Эти темы актуальны и сегодня, поскольку речь идет об истории возникновения родного города, о Семипалатинске на рубеже 19-20 веков ,когда были созданы первые промышленные предприятия. Наш город был одним из крупных торгово-промышленных центров Казахстана. Исследуемый период уникален тем, что именно в нем пересекались традиции, культура и обычаи Востока и Запада, где проходил Великий Шелковый путь. Актуальным и по сегодняшний день остается вопрос о том, как прошлое отразилось на социально-энономической жизни современного Семея. Это поле для масштабного исследования с целью критического осмысления школьниками аспектов развития нашего общества, осознания важности политического и экономического развития, выработки своего собственного мнения. Исследование выше указанных тем, требуют наличия и развития у школьников первичных исследовательских навыков. Следует сказать, что исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научный работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим, подготовка школьника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследований становится важнейшей задачей современного образования. С помощью самостоятельного, исследовательского изучения при руководящей, направляющей и инструктирующей роли учителя школьники познают окружающий мир, открывают (синтезируют) для себя новые знания, а не получают их в готовом виде. Изучение краеведения именно этим и отличается от других предметов. Таким образом, использование краеведческого материала на уроках истории способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, развивая предприимчивость и креативность.
Тема, предложенная учителем, очень актуальна и своевременна. Особенно ценен урок тем, что основан на местном материале. Это делает урок интересным и полезным для слушателей. Такие уроки способствуют формированию основных ключевых компетенций. Очень понравилась подача материала: язык в должной мере научный, но в то же время доступный.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]