Применение заданий разного уровня сложности на уроках истории. Андреева Н.М., учитель истории НП ЦО «Лицей «Столичный»
Первый уровень. Отвечает за знание самого главного, фундаментального в каждой теме, что обеспечивает неразрывную логику изложения и создает картину основных представлений. Задания предполагают применение знаний по образцу (понял, запомнил, воспроизвел). I.Тесты с выбором одного правильного варианта ответа. В Жетысу в Могулистане преобладали: А) кереиты. В) уйсуны. С) байулы. D) найманы. Е) кыпчаки. II.Тесты с выбором правильной точки зрения. 1. Великий Шелковый путь способствовал взаимообогащению культур между народами и странами. 2. Великий Шелковый путь способствовал развитию дипломатических отношений между странами Востока и Запада. А) верно только 1. В) верно только 2. С) верны оба суждения D) оба суждения неверны. III. Вопросы на определение правильности суждений ( «+»- верное суждение, «-»- неверное суждение)? 1. Каракитаи - потомки киданьских племен. 2.Столицей каракитаев был город Баласагун. 3.В 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу. 4.У каракитаев правом наследования обладали только мужчины. 5.Каракитаи поощряли соперничество правителей и династий на завоеванных землях. 6.Жители Жетысу, занимающиеся земледелием, отдавали 1\10 часть урожая в пользу правителя. 7.Скотоводы платили налог харадж. 8.Каракитаи значительно смягчили налоговую политику со 2 пол. XII в. 9.Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. 10.Правитель каракитаев носил титул гурхан. IV. Задания на вставку пропущенных слов. Глава Кыпчакского государства носил титул ... Он происходил из знатных людей племени… Ставка хана называлась… Ставка правого крыла ( запад) находилась в … , ставка левого крыла( восток) располагалась в…
Второй уровень. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса. Задания соответствуют действиям понял, запомнил, воспроизвел, применил знания по образцу и в измененной ситуации. I. Задания с несколькими вариантами ответов 1.Город Сыгнак был столицей государств: А) Белая Орда Могулистан C) Ханство Абулхаира D) Золотая Орда E) Казахское ханство F) Ногайская Орда G) Государство Тимура H) Сибирское ханство
II. Задания на составление хронологической последовательности: Расположите в хронологической последовательности 1.Ногаи были вытеснены к Дону, что дало возможность расширить границы Казахского ханства. 2.Казахские племена, находившиеся в составе Сибирского ханства, вошли в во состав Казахского ханства. 3.По договору между Казахским ханством, Шайбанидами и Могулистаном, в состав Казахского ханства вошли города Сыгнак, Сузак и Сауран. 4. На северо-западе границы Казахского ханства расширились до бассейна реки Яик.
III. Работа с терминами Используя приведенные ниже слова и словосочетания, составьте определения терминов, относящихся к общественному строю Золотой Орды. Назовите эти термины. Укажите их место в системе государственного управления Золотой Орды. 1. Чиновника, осуществлявшего, высшего, титул, в , власть, государстве, гражданскую. 2. Верховного, в, Орде, правителя, Золотой, титул. 3.Правителей, гражданскую,титул ,местных, осуществлявших, мелких, в, владениях, власть, . 4.Занимались,населения,которые,чиновники,налогов,контролем,за,переписью,сбором,и.
IV.Работа с таблицами. 2.Занятия скотоводов имели свои особенности в зависимости от сезона. Распределите перечисленные ниже занятия по столбцам таблицы в соответствии с типом сезонного пастбища. 1.Кыстау 2.Коктеу 3.Жайляу 4.Кузеу 1. борьба с джутом 2. сезон «козы кузем» 3. начало сезона охоты на диких зверей 4.выделка овечьих шкур, пряжа шерсти, катание кошм, изготовление одежды 5. первая стрижка овец, коз, лошадей, верблюдов 6. среди скота распространялись заразные болезни: кебенек,топалан, карасан, жамандат 7. перекочевка в день не превышала 8-10 км 8. дни проходили в празднествах, справлялись свадьбы, устраивались поминки 9.самая обременительная кочевка, так как приходилось везти большой груз 10. купание « тогыту» 11.заготовка на зиму продуктов питания 12.перед кочевкой массивные крупногабаритные грузы закапывали в землю 13. массовое появление молодняка у скота V. Задания на работу со смысловыми рядами. 1.Найдите лишнее в данных перечнях. Объясните свой выбор. 1.Отрар, Баласагун, Сыгнак, Ашнас 2.Барунгар, Жонгар, Кул, Туме 3.Жошы, Джебе, Чагатай, Угэдей, Тулуй
2.Объясните, по какому принципу сформированы следующие ряды: 1. Тойбастар, жар-жар, беташар. 2. « Ер-Тостик», « Куламерген- Жоямерген», « Батыр Желим» 3.«Поход Жошы –хана», «Аксак кулан»,« Сагыныш» 4. «Хосров и Ширин»,« Жусуп-Злиха»,«Мухаббатнаме»
VI. Задания на соответствие. Установите соответствие между государствами XIII-XV веков и занимаемыми ими территориями: Государства Территории 1) Белая Орда A) от р. Урал до Западносибирской низменности, среднее и нижнее течение Сырдарьи. 2) Могулистан Южный Казахстан и Жетысу. 3) Ногайская Орда C) в степях между Волгой и Уралом, на северо-востоке до Западносибирской низменности, на северо-западе до Казани. D) Мавераннахр E) от Алтайских гор до низовий р.Дунай. F) Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верховья Иртыша.
Третий уровень. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения, требует решать проблемы в рамках курса и смежных курсов. Это комбинированные задания, соответствующие уровню творческой активности, требуют установить необходимые связи между компонентами знаний, найти выход из нестандартной ситуации. I. Работа с историческим источником Используются фрагменты материалов из исторической литературы, дополняющие тему урока и составляются вопросы к тексту, отвечая на которые необходимо привлекать материал документа и знания, полученные из параграфа. II.Творческое задание: Используя « Жеты Жаргы», составьте и разыграйте сценку суда по одному из законов хана Тауке. III. Сравните особенности земельных отношений в Европе и государстве Караханидов. № Вопросы для сравнения Европа Государство Караханидов 1. Виды землевладения 2. Система сбора налогов 3. Социальное неравенство Выделите общие черты в развитии земельных отношений. На основании полученных данных сделайте вывод об уровне развития и общественном строе государства Караханидов.
IV. Доказательство Ученые считают, что в XIV-XV веках среди кочевников сосуществовали ислам и шаманизм. Приведите аргументы, доказывающие эту точку зрения. V. Обобщение 1.Какую роль сыграл эмир Тимур в истории Золотой Орды, Белой Орды, Могулистана? 2.Перечислите всех известных вам не-чингизидов, сыгравших важную роль в истории государств послемонгольского периода. |