Древняя Македония и поход Александра Великого на Восток.
Тема: Древняя Македония и поход Александра Великого на Восток.
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представления о предпосылках и этапах создания Македонской державы, рассказать о походе Александра Великого на Восток.
Развивающая: развивать у учащихся умение работать с исторической картой, анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты. продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народа, историю, которого изучаем; воспитание коллективизма, товарищества.
Тип урока: изучения нового материала.
Метод урока: словесно-наглядный.
Оборудование: интерактивная доска, карты, слайды, схемы, таблицы, раздаточный материал (карточки).
Ход урока: 1. Организационный момент 2. Опрос домашнего задания a) Самостоятельная работа с карточками b) Фронтальный опрос учителем всего класса 3. Объяснение новой темы a) Объяснение новой темы учителем b) Самостоятельная работа учащихся с таблицами 4. Закрепление 5. Домашнее задание
Приложение к этапу №2.
Билет №1. 1. Какие цивилизации существовали на территории Древней Греции и близлежащих островов в ранний период истории? 2. Что такое полис? 3. Какие города-государства Древней Греции были самыми могущественными? Что привело к их ослаблению? 4. Что такое демократия? Где она впервые появилась?
Билет №2. 1. На территории какого современного государства располагалось ядро Персидской державы? 2. Кто является основателем Персидской державы? 3. Из какого рода происходили персидские цари? 4. При каком персидском царе были подавленны все восстания в государстве, созданы сатрапии, проложены «царские дороги», а зороастризм стал государственной религией?
Билет №3. 1. Назовите самые крупные реки Индии. 2. Как назывались вожди племён в Древней Индии? 3. Какой индийский царь из династии Маурья объединил большую часть Индии в середине III в. до н.. э. 4. Родиной, какой мировой религии является Индия?
Билет №4. 1. Какой титул носил правитель Египта в древности? 2. Какой город Двуречья обрёл независимость и расцвёл в VII-VI вв. до н. э.? 3. В какой части мира появились первые в истории государства? 4. Кто из египетских правителей XVIII династии прославился своими военными походами в Сирию и Нубию?
Вопросы для фронтального пороса: 1. В каком веке до н. э. в связи с природным катаклизмом погибло древнее Критское государство? 2. Каким образом было уничтожено Ахейское государство, расположенное на материковой Греции? 3. Назовите самые могущественные города-государства древней Греции. 4. Какой город Древней Греции считается Родиной демократии? 5. В связи, с каким общегреческим событием по всей стране на время прекращались все войны и раздоры? 6. Назовите столицу Персидской державы. 7. Назовите самую протяжённую реку в мире, протекающую по территории Египта. 8. Назовите самый красивейший город Древнего мира, в котором находились такие «чудеса света» как Вавилонская башня и Сады Семирамиды. 9. Памятниками художественной литературы, какой страны являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»? 10. Представители, какого древнего народа слыли самыми искусными мореплавателями?
Приложение к этапу №3
Инструкция к созданию слайдов для объяснения темы учителем:
Слайды №1-2. Поясняют о географическом положении Македонии, её жителях, их хозяйстве и быте. Слайд №3. Поясняет о становлении Македонского государства в период правления Филиппа II. Слайд №4. Поясняет о раннем периоде правления Александра Великого. Слайды №5-6. Поясняют о начале похода Александра Великого на Восток и о битве на реке Граник в 334 г. до н. э. Слайды №7-8. Поясняют о действия армии Александра Великого в Сирии и о битве у города Исс в 333 г. до н. э. Слайды №9-10. Поясняют о действиях армии Александра Великого в Финикии и Палестине. Слайды №11-12. Поясняют о завоевании Александром Великим Египта и об основании города Александрии Египетской в 332 г. до н. э. Слайд №13. Поясняет о событиях предшествующих битве при Гавгамелах. Слайд №14. Видеоролик, взятый из художественного фильма «Александр», режиссера О. Стоуна. Может быть использован в качестве наглядной демонстрации учащимся основных моментов битвы при Гавгамелах (331 г. до н. э.). Слайды №15-16. Поясняют о вступлении Александра Великого в Вавилон и о его последующих походах в Среднюю Азию и Индию Слайды №17-18. Поясняют о возвращении армии Александра Великого в Двуречье и о его скорой смерти, повлекшей за собой распад его империи. Слайд №19. Подводит итоги похода Александра Великого на Восток и определяет его историческое значение.
Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся с новой темой (таблица):
Географическое положение Македонии, климат Население Македонии, хозяйство Царь Филипп II (ок. 382-336 гг. до н. э.) Его вклад в укрепление Македонского государства. Царь Александр Великий (356-323 гг. до н. э.) Его вклад в укрепление македонского государства Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток Дата Итог
Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток Дата Итог
Военные действия армии Александра Великого в Финикии и Палестине Вступление Александра Великого в Египет Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток Дата Итог
Дальнейшее продвижение армии Александра Великого на Восток
Приложение к этапу №4
Слайд №20. Содержит задания для закрепления пройденного материала. 1) Каким образом, царь Филипп II смог объединить Македонию и сделать из неё самое могущественное государство на Балканском полуострове, способное противостоять Персидской державе? 2) Каким образом, Александр Великий, располагая сравнительно небольшой армией, смог уничтожить Персидскую державу? 3) Какие последствия в культурном и политическом отношениях имели завоевания Александра Великого на Востоке? 4) Что привлекает вас в личности Александра Великого? Что вам не нравится в нем?
Методические рекомендации к уроку. Цель использования презентации на уроке - это повышение мотивации учащихся к изучению истории Древнего мира и активизация познавательной деятельности, через визуальное восприятие материала. Учителем используются следующие методы и приемы: 1) Через вводную беседу организовать процесс повторения изученного ранее материала. 2) Организация работы с печатным источником информации – учебником и наглядным пособием – картой (возможно использование карты на интерактивной доске), что позволяет использовать визуальную память для закрепления нового материала 3) Приемы решения проблемных вопросов 4) Частично-поисковый метод (все слайды могут использоваться как средства для использования частично-поискового метода) 5) Презентация позволяет установить логическую связку между этапами урока, учащиеся видят логическую взаимосвязь изучаемого материала. 6) Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников. Подкрепив пояснение новой темы таблицей для самостоятельного заполнения, можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работу с новым материалом.