В помощь педагогу.
Понедельник, 29.04.2024, 23:11
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Математика и геометрия

    алгебра - 7 класс, «Использование формул сокращенного умножения при решении задач»
    Открытый урок:
    «Использование формул сокращенного умножения при решении задач»

    Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений», «Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности», «Умножение разности двух выражений на их сумму», «Разложение разности двух выражений на их сумму», «Разложение разности квадратов на множители», «Разложение на множители суммы и разности кубов», владеть навыками работы с формулами сокращенного умножения.
    Цель урока:
    1) образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения свободно преобразовывать выражения с помощью формул сокращенного умножения;
    2) воспитательная: воспитания чувства взаимопомощи, самоконтроля, интереса к решению примеров, математической культуры;
    3) развивающая: развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания.
    Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями (без решений), учебники.
    Тип урока: урок-смотр знаний
    Ход урока
    «Счет и вычисления – основа порядка в голове» И.Г. Песталоцци
    I. Физминутка:
     Если вы по утрам с радостью идете в школу,
    помашите правой рукой.
     Если вы цените в людях честность и порядочность,
    сделайте шаг вперед.
     Если уверены в своих силах, топните ногой.
     Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности,
    сделайте шаг назад.
     Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
     Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
     Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

    Устная работа
    1. При записи формул сокращенного умножения были допущены ошибки. Найдите и справьте их.
    1) (а+в)2 = а2 + ав + в2.
    Ответ: (а+в)2=а2 + 2ав + в2.
    2) (а-с)2 = а2 - 2ав + в2.
    Ответ: (а-в)2= а2 - 2ав + в2.
    3) а2-в2 = (а-в)(а-в).
    Ответ: а2-в2 = (а-в)(а+в).
    4) а3 +в3 = (а+в)(а2 + 2ав + в2).
    Ответ: а3 +в3 = (а+в)(а2 - ав + в2).
    5) а3 - в3 = (а+в)(а2 - ав + с2).
    Ответ: а3 - в3 = (а-в)(а2 + ав + в2).

    2. Составьте из предложенных одночленов выражения так, чтобы их можно было разложить по формулам сокращенного умножения. Потом получившиеся многочлены преобразуйте.
    81а2, 4у2, 8ав, -18ав, 16а2, 28ху, в2, 49х2,
    Решение: 81а2-18ав + в2= (9а-в)2,
    4у2+28ху + 49х2 = (2у+7х)2,
    16а2+ 8ав + в2= (4а+в)2.

    3. В таблицах определены выражения, которые перемножения образуют сумму и разность кубов. Подберите к каждому выражению из первой таблицы выражение из второй таблицы. Составьте и преобразуйте получившиеся выражения.

    1)
    (а2-в) (а+3)
    (х+1) (2-х)

    2)

    (4+2х+ х2) (х2-х+1)
    (а2-2а+9) (а4+а2в+ в2)

    Решение: (а2-в) (а4+а2в+ в2) =а6- в3,
    (2-х) (х2-х+1)= 8 –х3.
    (х+1)(х2-х+1)= х3+1.
    (а+3)(а2-2а+9)=а3+27.

    4. Докажите, что значение выражения (а+4)(а-4)-(а-5)(а+5)
    Не зависит от значения переменной.
    Доказательство: (а+4)(а-4)-(а-5)(а+5) = а2-16-(а2-25)=а2-16- а2+25=9.
    Следовательно, значение выражения (а+4)(а-4)-(а-5)(а+5) не зависит от значения переменной.
    II. Выполнение заданий.
    1. Некое целое число нужно возвести в квадрат, потом из него вычесть данное число, увеличенное в 16 раз. Если к получившемуся выражению добавить 64, то в итоге получится ноль. Найдите это число.
    Решение: обозначим неизвестное число за х. Тогда по условию задачи составим следующее выражение:
    х2- 16х +64=0, (х-8)2=0, х-8=0, х=8.
    Следовательно, задуманное число равно 8.
    Ответ: 8.

    2. При каком значении а удвоенное произведение двух членов а+1 а-1 меньше суммы их квадратов на 7?

    Решение: составим по условию задачи неравенство и решим его.
    2(а+1)(а-1) ‹ (а+1)2+(а-1)2 +7;
    2(а2-1) ‹ (а2+2а+1)+ (а2 -2а+1)+7;
    2а2-2 ‹ а2+2а+1+ а2 -2а+1+7;
    2а2-2 ‹ 2а2 +9; 2а2 -2а2‹ 9+2; 0‹11.

    Следовательно, при любом значении а выполняется условие задачи.
    Ответ: при всех а.
    3. Найдите два целых последовательных нечетных числа, произведение которых равно -1. Известно, что одно из них на 2 единицы больше другого.
    Решение: обозначим за х одно из нечетных чисел. Тогда второе последовательное нечетное число равно х+2. По условию задачи произведение чисел равно -1. Составим и решим уравнение.
    х(х+2)= -1; х2+2х+1=0; (х+1)2=0; х+1=0; х=-1;
    Значит ясно что одно из чисел равно -1, тогда второе: х+2=-1+2=1.
    Ответ: -1, 1.
    III. Устная работа
    1.(Данное задание можно подготовить на карточках) Саша получил на уроке оценку. В качестве ответа на вопрос Пети об отметке он использовал задачу. Сумма квадрата оценки и числа 25 равна произведению оценки и числа 10. Найдите ошибки, которые допустил в решении Петя, и помогите ему узнать, какую оценку получил Саша.
    Решение Пети: обозначим за х оценку, которую получил Саша на уроке. Составим и решим уравнение по условию задачи.
    х2+25=10х; х2 + 10х +25=0; (х+2)2=0; х+2=0; х=-2.
    Получилось, что Саша на уроке получил оценку «-2».
    Правильное решение: ошибка возникла при решении самого уравнения. Петя забыл поменять знак на противоположный при перенесении множителя 10х. Он неправильно преобразовал левую часть уравнения по формуле сокращенного умножения.
    х2+25=10х; х2 - 10х +25=0; (х-5)2=0; х-5=0; х=5.
    Следовательно, Саша на уроке получил оценку «5».
    Ответ: оценка «5».
    2. Один ученик высказал предложение, что любое число равно числу, в 2 раза большему его. В качестве доказательства он привел такой пример. Пусть х – любое число. Возьмем тождество х2- х2= х2- х2. Правую часть его разложим на множители по формуле разности квадратов, а в левой части вынесем х за скобки. В итоге получим, что (х-х)(х+х)=х(х-х). После упрощения данного тождества получается 2х=х. Мы понимаем, что такого быть не может. Тогда найдем ошибку.
    Ответ: ошибка заключается в том, что при упрощении делит тождество на (х-х). А этого делать нельзя, так, как х-х=0.
    IV. Выполнение заданий
    1. Докажите, что значение выражения 1733+3273делится на 100
    1733+3273=(173+327)( 1732-173∙327 +3272)=500( 1732-173∙327 +3272).
    В данном выражении 500 делится на 100, значит значение выражения делится на 100.
    V. Самостоятельная работа
    Вычислите значение выражения (52-32)2, используя минимум две формулы сокращенного умножения.
    Решение: сначала используем формулу разности квадратов а2- в2 =(а-в)(а+в).
    Получим: (52-32)2=((5-3)(5+3))=(2∙8)2=162. Затем представим число 16 в виде 16=20-4 и применим формулу разности (а-в)2=а2-2ав+в2.
    Получим: (20-4)2=202-2∙20∙4+42=400-160+16=256.
    Ответ: 256.
    VI. Домашнее заданиестр 98-99 № 263,264
    VII. Рефлексия“ Пятерочка “
    Вы сегодня погрузились в формулы сокращенного умножения.
    Безошибочно их надо вычислять
    На экзамене, конечно, вы их встретите
    Остается вам успехов пожелать.
    Вам предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
    • Большой палец – для меня важно и интересно;
    • Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
    • Средний палец – для меня было недостаточно;
    • Безымянный палец – мое настроение;
    • Мизинец – мои предложения.
    Категория: Математика и геометрия | Добавил: Люсси (04.06.2014) | Автор: Борисенко Людмила Борисовна E
    Просмотров: 2284 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Наргиз  
    Интересный, познавательный урок. соответствует программе и возрасту учащихся. используются здоровьесберегающие технологии. Желаю творческих успехов.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024