Урок критического мышления по математике в 1 классе
Урок критического мышления по математике в 1 классе Тема: «Задача"
Урок изучения нового материала. Цель: Формирование представления о задаче и ее логических частях ( условие, вопрос, выражение, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов. Задачи: - познакомить с частями задачи: научить делать краткую запись; познакомить с записью решения задачи; - закрепить навык счета в пределах 9; - развивать аналитические способности, речь, мыслительные операции. Оборудование: таблички с названиями частей структуры урока, таблички со значениями многозначного слова « Задача», таблички со словами: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ; четыре текста задачи на плакате. Ход урока 1. Орг. момент. Психологический настрой. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами будет урок математики. Проверьте, вы готовы к уроку? Учитель. Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко ( на плакате изображение большого улыбающегося Солнышка). А какое настроение у нашего гостя? Вот и мне хочется, чтобы вы были веселыми, чтобы у вас было хорошее настроение. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко. Начнем работать. I этап. Фаза вызова. - Актуализация знаний. Учитель. Сегодня на уроке мы работаем по следующим правилам: ( на доске схема урока). Повторяем то, что знаем. Узнаем новое. Учимся писать. Работаем дружно. Узнаем мнение товарища.
1. Загадки. Учитель. Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаем тему урока. - Что добро всегда побеждает в сказках? ( Зло). - Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный . ( Арбуз). -Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь). - Четвертый месяц как шагнет, Так с треском лопается лед .( Апрель). - Очень медленно ползет, Панцирь на себе везет. ( Черепаха). - Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист). Учиталь. Какое слово получилось? (Задача). Дети формулируют тему урок. Учитель. А сейчас мы с вами вспомним все, что знаем о задаче. 2. Игра « Верю - неверю» ( ставим «+» или « -«). Игру можно провести с обсуждением . Учитель. Верите ли вы, что я прочитала задачу? -Мурка, кошка-мышеловка, Съела трех мышей в кладовке. И сейчас к норе подкралась… Цап! Еще одна попалась. Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей?(4). + Верите ли вы, что я прочитала задачу? -Уменьши 9 на 4. (5). - Верите ли вы, что это задача? -Объясни, что означают выражения 3+4 4+3 7-4 7-3 + Верите ли вы, что это задача? -Первое слагаемое 6, второе слагаемое = 3. Чему равна сумма? - Верите ли вы, что это задача? - 20 шишек у сосны Было только до весны. Ветерок весной подул, 10 шишек он смахнул. Сколько шишек на сосне Улыбается тебе ? (10). + Верите ли вы, что это задача? - Апельсин разделили пополам, а потом еще пополам. Сколько частей получилось? ( 4 части). + Проверяем + - + - + +. У кого правильно, дети поднимают карточку со знаком !, у кого есть ошибки - ?. ! 3. На этом этапе можно провести « Мозговой штурм» для стимуляции высказываний детей по теме: « Задача» ( по времени 3-5 мин.). Дети дают возможные ответы по теме, а учитель фиксирует на доске. Физминутка. II этап. Стадия осмысления. Учитель. А что вы знаете о лексическом, толковом значении слова « Задача»? ( Высказывания детей). Задача- слово многозначное. 1. Учитель раздает листочки каждому учащемуся со значением слова «задача». Ребята на полях делают пометки: v- знал уже +- абсолютно новое - это противоречит тому, что я знал ?- я хочу знать об этом больше 1) то, что требует исполнения, разрешения ( боевая задача, выполнить задачу); 2) упражнение, которое выполняется посредством вычисления ( математическая задача); 3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения ( научная задача); 4) о чем-то трудновыполнимом, сложном ( нужно успеть в разные места. Задача!). Обсуждение с детьми выполненной работы. В КОРЗИНУ ИДЕЙ МЫ СЛОЖИМ ВСЕ, ЧТО ЗНАЕМ О ЗАДАЧЕ. 2. Учитель. Ребята, мы сегодня будем говорить о математической задаче. И вам уже приходилось решать похожие задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных текстов. Работаем в парах ставим»+», «-« ( можно провести игру « Да-нет»). 1. «У Тани 4 гриба» ( нет) 2. «У Тани 4 гриба, а у Саши-2 гриба».( нет). 3. « У Тани 4 гриба, а у Саши-2гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?»( да). 4. « На сколько яблок больше, чем груш?»( нет). ( В результате обсуждения учащиеся должны установить, что задачей является только третий из представленных текстов и что текст задачи должен состоять из двух частей. Далее обсуждается только третья задача). - Что в данной задаче известно? ( У Тани 4 гриба, а у Саши-2 гриба). - То, что в задаче известно,- это условие (вывешивается табличка с данным словом). - Что в задаче надо найти? ( Сколько грибов у Тани и Саши вместе). То, что надо найти,- это вопрос задачи ( вывешивается табличка с данным словом). - Составим выражение к данной задаче и найдем его значение ( на доске появляется запись:2+4=6 ). Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения ( 6 грибов)- ответом задачи ( вывешиваются таблички со словами). Вот так должна выглядеть запись задачи: Решение: 2+4=6 (гр.) Ответ: 6 грибов. 3. Работа в парах. - Нарисовать фигуры, составить выражение к этой задаче , найти его значение (4+2) и составить всевозможные равенства. 4+2=6 6-2=4 2+4=6 6-4=2 Физминутка. 4. Работа в 4 группах. Составление кластера. Для каждого из полученных равенств придумать задачу, написать условие, вопрос и выражение к ней. Обобщая все полученные равенства, можно сказать, что решение задач на сложение и вычитание сводится к тому, чтобы установить, ищется часть или целое. В этом помогает рисунок. Но если числа большие? Как быть? ( Высказывания детей). В этом случае на помощь приходит схема – отрезок, разбитый на части, поскольку, разбивая отрезок на части, мы получаем те же самые соотношения между целым и частью, что и при разбиении совокупностей предметов: дети рисуют в тетради в клетку отрезок длиной 6 клеток, разбивают его на части 2 клетки и 4 клетки. Наглядно представить содержание задачи можно, сопоставив целое всему отрезку, а части - соответственно, частям отрезка. 5. Работа в группах. Добавляем кластер. - А теперь добавьте к текстам своих задач схемы. Объясните, что обозначает целое, а что – части. 4+2 ? 4 2 2+4 ? 4 2 6-4 6 4 ? 6-2 6 ? 2 Вывод. Использование схем особенно удобно для задач с большими числами, когда рисунок сделать трудно или невозможно. Такие задачи нам будут встречаться позже, на следующих уроках. А пока для простых случаев мы будем овладевать этим удобным способом их краткой записи. Физминутка. 6.Работа в парах. Отработка математических терминов ( №1,№2 ) - Вопрос - Условие - Схема - Выражение - Решение - Ответ Составление опорного сигнала. Запись задачи №3 ( у доски ), №4 – самостоятельно с самопроверкой по опорному сигналу. 8. Упражнения для развития навыков письма. -Пальчиковая гимнастика. -Правила посадки при письме - III этап. Стадия рефлексии. Вспомните тему нашего урока. Что нового узнали? Какая задача не является задачей и почему? ( Вернитесь к игре « Верю-неверю). Подумайте, успешны вы были на уроке? В учебнике в задании №6 зашифровано слово. Разгадайте его, запишите в таблице, а рядом нарисуйте солнышко, если вам все понятно было на уроке. А если не до конца поняли тему урока, то нарисуйте солнышко и тучку. Результаты можно обсудить. Зашифрованное слово « Умница»