Тема «Устное умножение и деление в пределах 1000» (слайд 1) Дидактическая цель урока: -закрепление вычислительных умений и навыков устного умножения и деления в пределах 1000. развивающие: развивать навыки правильного устного счёта, элементов логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти, каллиграфических навыков;учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль); воспитательные: воспитывать интерес к предмету. Методы обучения: деятельностный метод обучения,практический.Испоьзуемые технологии: информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. Формы организации познавательной деятельности обучающихся:фронтальная работа;работа в группах;индивидуальная работа. Ход урока: I. Организационный момент. Позитивный настрой.(слайд 1-Тема урока) Начнём урок веселой минуткой (слайд 2) На уроках всем не спать, быстро чётко отвечать, думать, решать, другим не мешать, не отвлекаться, не лениться, МАТЕМАТИКЕ учиться!!! Давайте сегодня на урок математики возьмем: (слайд 2)УДАЧУ и ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ , БЫСТРОТУ и ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТОВ ,ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕРЕС ,ВЗАИМОВЫРУЧКУ и ВЗАИМОПОМОЩЬ.Ну, что, я желаю вам удачи! II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы с вами закрепляем материал по теме: «Устные приемы умножения и деления в пределах 1000».Продолжаем отрабатывать вычислительные приемы и познавать окружающий мир с математикой. III.Работа в тетрадях. Запись числа, даты. Минутка чистописания. Девизом урока предлагаю взять следующие слова(слайд 3) Учение - твой труд, Ответственный и важный. Вкусив его плоды, Вперед стремись отважно! IV.Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Организация ситуации успеха. Задание «Весёлая карусель»(слайд 4) -Какие действия выполняли, назовите. -Назовите компоненты соотвествующих действий.(опорные схемы-таблицы) Фронтальный опрос устно (слайд 5) Назовите число, следующее при счёте за числом 779.(780) Назовите число, стоящее перед числом 900.(899) Назовите число, которое состоит из 7 сотен и 3 единиц.(703) Назовите число, в котором 6 ед. III разряда, 4 ед. II разряда и 1 ед. I первого разряда.(641) Сколько получится, если из 6 сотен вычесть 6 десятков?(600-60=540) Найдите сумму чисел 830 и 70.(900) Неизвестное число больше, чем 160 на 40. Чему равно неизвестное число?(160+40=200) Какое число нужно увеличить в 9 раз, чтобы получилось 450?(450:9=50) Это интересно!(слайд 6) Самая маленькая птичка в России – королёк. Масса её тела составляет 1/200 часть 1 кг (1кг = 1000г ,1000 : 200 = 50(г) ). Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, обитающая на Кубе и острове Пайн. Взрослые самцы (самки несколько крупнее) достигают в длину 57мм, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят они 1,6 г. Учитель: « Математика повсюду, Глазом только повернёшь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь.» Блиц опрос 1.Володя гостил у бабушки две недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки? (18 дней) 2.Витя проплыл 26 метров. Он проплыл на 4 метра меньше, чем Серёжа. Сколько метров проплыл Серёжа? (30 метров) 3.В саду 38 старых яблонь и 19 молодых. На сколько меньше молодых яблонь, чем старых? (на 19 яблонь) V.Работа по основному материалу.(слайды7.8,9) 1.Объяснение учителя.Давайте попробуем решить выражение: 120*4. Чтобы устно умножить число на однозначный множитель выполняют действие, начиная умножение не с единиц, как при письменном умножении, а иначе: умножают сначала сотни, 100*4=400, затем десятки 20*4=80, после единицы, но это мы изучим позже в итоге складываем полученные числа 400+80=480(слайд7) -Давайте попробуем решить выражение с делением: 820:2. (слайд8) Чтобы устно разделить число на однозначный множитель, выполняют действие что и при способе с умножением. Сначала делим сотни 800:2=400, затем десятки 20:2=10, затем выполняем сложение полученных результатов 400+10=410 Давайте попробуем выполнить вместе: (слайд9) 230 * 2 = 200 * 2 + 30 * 2=460; 360 : 4 = 90 150 * 3 =100*3+50*3=450; 280 : 4 =200:4+80:4=50+20=70 2.Закрепление-работа учащихся с упражнением у доски. (коллективно) (слайд 10) а)560 : 8 ∙ 7 = 490 б)630 : 9 ∙ 5 = 350 в)700 : 100*40 = 280 (слайд 11) Проверьте! 3.Самостоятельная работа по вариантам. (Задание на слайде 12). (проверка – у доски с комментированием) Вариант 1.(1 ряд) 420 ∙ 2 – 420 = 420 4 ∙ 50 + 15 = 215 3 ∙ 130 – 130 = 260 Вариант 2.(2 ряд) 800 : (40 + 760) = 1 970 –280: 4 = 900 (960 – 640) : 4 =80 Проверяем. Учитель. Прочитайте выражение с ответом 420. Учитель. Прочитайте выражение с ответом 1. Учитель. Прочитайте выражение с ответом 215. Учитель. Сколько получится, если разность 960 и 640 разделить на 4. Учитель. Назовите выражение, в котором получилось 2 сотни 6 десятков Учитель. Прочитайте выражение с ответом 9 сотен. Математику друзья, Не любить никак нельзя, Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – эта математика! 4.Работа с тренажером на ПК.Повторим табличные случаи умножения и деления круглых сотен на онозначное число.(4 учащихся) Это интересно!(слайд 13) Учитель. Ребята, сколько длится урок? Дети. 40 минут. Учитель. А вы знаете, что за одну минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых. А стрекоза делает в секунду до 1600 взмахов крыльями. А что вы сможете сделать за одну минуту? Учитель. Ребята, а на чём вы пишете? Дети. На тетрадных листочках. Учитель. А из чего эти листочки сделаны? Дети. Они сделаны из бумаги. Учитель. А бумагу из чего делают? Дети. Бумагу делают из древесины, льна, соломы. Учитель. Знаете ли вы, что каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х взрослых хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? Слушаем ответы детей и выясняем. Как узнали? Учитель. Есть такое дерево, которое называется *берёза бумажная, широко распространённое в Северной Америке и часто разводимое в декоративных целях. Кремово-белая кора легко снимается тонкими бумажистыми слоями. 5.Решение составной задачи.(слайд 14-Хлеб –всему голова!)) Учитель. В вашем классе 12 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? Масса всего кусочка 50г, а масса полкусочка 25г 12 х25=(10+2)х25=10х25+2х25=250+50=300 Значит 25•12=300(г)!!! Беседа. Погублена немного меньше чем полбуханки хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс, а в городе не одна школа! Сколько хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться. Учитель. Из чего получают хлеб? Дети. Из муки. Учитель. Из чего получают муку? Дети. Муку получают из пшеницы и ржи. Задача.(слайд 15) Насыпали 5 мешков пшеницы по 50 кг в каждый и 3 мешка ржи по 60 кг в каждый. Сколько всего кг зерна насыпали в мешки? Задачу учащиеся решают с комментированием у доски, записывают краткое условие, а потом объясняют выбор действия. Пшеница -5м. по 50 кг в кажд. ? кг Рожь -3м. по 60 кг в кажд. 1) 5мх50кг=250кг(пшеницы) 2) 3мх60кг=180кг(ржи) 3) 250кг+180кг=430кг (всего) Ответ :430 килограммов. Дополнительно(по времени) а) На 180 тенге купили 6 одинаковых ручек. Сколько таких ручек можно купить на 270 тенге? б) В 3 плацкартных вагонах поезда 180 мест. Сколько мест в 7 таких вагонах? Это интересно!(слайд 17) - А знаете ли вы, что сосна живёт 400 лет. - А знаете ли вы, что учёные подсчитали, что обычный комар делает 600 взмахов крылышками в секунду, а обычная комнатная муха – почти 200. - У акул прекрасное зрение и обоняние. Плавающего человека они замечают на расстоянии в 100 метров. - А знаете ли вы, что крупная лошадь весит почти 700 килограммов. V. Рефлексия. Теперь давайте вместе вами подведем иоги нашего урока (слайд16 ) - Поднимите руки те ребята, у кого действительно ВСЁ получилось, кто удовлетворён своей работой на уроке.Ваше настроене сответствует смайлику улыбающемуся. -А теперь поднимите руки те ребята , кто старался, но что-то не получилось в работе, мог бы и лучше поработать.Ваше настроениесоотвествует смайлику второму.Не нужно отчаиваться, мы продолжаем получать знания и умения, все еще впереди, срвботаем вместе. VI. Итог урока. • Ребята! Вот и закончился наш урок. Вы показали хорошие знания по математике и узнали сегодня много нового и интересного. Всё, что вы узнали на уроке – это только малая часть того, с чем вы будете встречаться в жизни. Будьте внимательными, аккуратными, расчётливыми, умейтебыть бережливыми.