В помощь педагогу.
Пятница, 03.05.2024, 16:14
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » География

    "Обучение критическому мышлению"
    Демченко Елена Михайловна, учитель географии Средней школы № 4, города Аксу, Павлодарской области
    учитель 1 категории, третьего квалификационного уровня

    «Обучение критическому мышлению»

    Цель обучения – научить обходиться без учителя
    ЭльбертХаббард

    Изучая технологию критического мышления на курсах третьего базового уровня, я ставлю перед собой вопрос, как построить уроки так, чтобы в них отражался этот модуль. При правильной организации деятельности учащихся на уроке происходит формирование критического мышления учащихся. Именно в учебном процессе и должна активизироваться мыслительная деятельность.
    «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».
    «Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других» (Руководство для учителя, стр.154).
    Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Брауэр, 1993). Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Еще в 1933 г. Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000).
    Важным звеном в учебном процессе является учитель, а основой для образования людей должно стать критическое мышление. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
    Главное правило данной технологии: задавать вопросы, проявлять любознательность и самостоятельно добывать знания. Поэтому нужно учить учеников задавать вопросы при решении задач, учить вести диалог. При развитиитакого мышления учащиеся прогнозируют ситуацию, наблюдают, обобщают, сравнивают, выдвигают гипотезы и устанавливают связи, рассуждают, выявляют причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Технология критического мышления – это совокупность приемов и методов, а принципы обучения критическому мышлению – это философия и «сердце» обучения по духу Программы, потому что представляют критическое мышление как способ осознания окружающей действительности.
    Сама структура урока при этой технологии делится на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. И взяв за основу данную структуру урока можно легко и быстро построить урок так, чтоб в нем были охвачены все идеи модуля.
    На стадии вызова я стимулирую учащихся вспомнить то, что они уже знают, способствую обмену мнениями в парах и группах. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащихся ценно. Очень важно помнить: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела. На уроках я применяю прием восстановление перепутанной логической цепочки. Это парная работа. При этом учащиеся задают вопросы друг другу, учителю, учитель ученикам и восстанавливаем в памяти уже известный материал. Учитель на этой стадии направляет учащихся, играет роль собеседника и наставника.
    Информацию, полученную на стадии вызова, обсуждают в парах, группах. На стадии осмысления ученик, получив новую информацию, осмысливает ее, соотносит с уже имеющимися знаниями. Использую таблицу
    Знаю Хочу узнать Узнал

    На первой стадии ученики записывают, что они знают. На стадии осмысления ученики заполняют графу таблицы, что хотели бы знать. На последней стадии заполняется строка, что учащиеся узнали на данном уроке. При этом акцентирую внимание учащихся на самостоятельное изучение материала. На стадии осмысления, когда ученик вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. «Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ» (WolfeandAlexander, 2008)
    Также при проведении обратной связи, применяется метод «Ответь на вопросы», когда ученики учились отвечать на вопросы не только кратко, но и умели давать развернутый ответ, что развивает речь учащихся. Можно использовать различные оценочные листы.На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии, ученики оценивают сами себя и своих товарищей (взаимооценка и самооценка).
    У учащихся развивается критическое мышление, если он
    Во - первых, умеет выделять главное, умеет находить важную информацию, высказывают свои мысли и предположения.
    Во – вторых, умеет использовать свои собственные знания, чтобы сделать выводы. Стремление учащегося к процессу познания также ведет к развитию и оцениванию критического мышления.
    С помощью рефлексии я, как учитель,могу увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности.
    Применяя на своих уроках технологии критического мышления, я могу назвать только положительные стороны этих приемов и методов. Уроки становятся краше, развивают мышление учащихся, появляется способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что помогает развить речь, и дети учатся размышлять.
    «Технология критического мышления учит работать самостоятельно, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение, иметь своё мнение и защищать его, критически относится к мнению других, осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать и классифицировать информацию». (Смит Р., 1999) По моему мнению, составляя вопросы, учащиеся лучше понимают и запоминают материал. Критическое мышление учит умению самостоятельно учиться, когда учитель меньше говорит, а больше слушает и направляет ученика. Почему мне нравится данная технология? Потому что позволяет критически подходить к своей педагогической деятельности. На уроке я стараюсь создать непринужденную обстановку, чтобы ученики могли свободно высказываться и настраиваю их, что «неправильных ответов быть не может» Тогда ребенок может смело высказать свою точку зрения и аргументировать ее.Учащиеся на уроке учатся сами и обучают друг друга не только в области географии, но и в области взаимодействия друг с другом и с учителем, учатся понимать, идти на уступки, находя компромиссы во взаимоотношениях, учатся быть гибкими. Изучая и применяя приемы критического мышления в своей практике, я научилась более критично подходить к своему преподаванию и постепенно совершенствовать и развивать свои педагогические навыки.
    Технология критического мышления дает ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    -умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
    Технология критического мышления дает учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
    Для себя лично я ставлю задачу: научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить, научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и саморегуляции. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. Хочется вспомнить слова великого Абая: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет».
    Технология критического мышления является универсальной, то есть подходит любому учителю, на любом предмете и дает стабильные результаты.
    «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» (Элисон Кинг).
    Категория: География | Добавил: модем (08.04.2014) | Автор: Демченко Елена E
    Просмотров: 1631 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Надежда  
    Четко сформулировано понятие о критическом мышлении. Грамотно изложен материал. Творческих успехов!

    1 OlgaSavchik  
    Данная статья дает наиболее полное представление о технологии критического мышления, ее применении на уроках, является актуальной и интересной. Может быть использована учителями других предметов в своей работе.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024