урок физической географии для 6 класса "Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, значение движения Земли"
Физическая география 6 класс Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, значение движения Земли Задачи:Образовательная – рассмотреть следствия осевого вращения Земли; сформировать представления о причинах, вызывающих смену сезонов года; объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности. Развивающая – продолжить развития памяти, внимания, воображения, устной речи учащихся. Воспитательная – продолжить экологическое воспитание учеников. Оборудование: теллурий, иллюстрации заката Солнца, полярной ночи и дня; карточки. Форма урока: объяснение новой темы Метод: критическое мышление, беседа, фронтальный опрос Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Орг. момент Изучение нового материала начинается с методического приема «яркое пятно»: звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница». - Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие слова из песни вас на это натолкнули? Записывают тему в тетради - Итак, тема урока «Вращение Земли».
- Прежде чем мы начнем, давайте запомним правила, которые мы будем использовать на уроке (правила на доске)
? Что представляет собой Земля? Шарообразная форма ? Почему Земля и другие планеты Солнечной Системы вращаются? Притяжение Солнца
- Запишите в тетради: Вращение Земли вокруг своей оси Записывают
? К чему приводит это вращение? Ответы
1. Смена дня и ночи 2. Подмыв берегов («Закон Бэра» – в северном полушарии подмываются правые берега, в южном - левые). Записывают 4.Приплюснутость Земли у полюсов
- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе.
Посмотрите на рисунок заката Солнца Смотрят картинку
Почему это происходит? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли? При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь
- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? Сутки Точное время одних суток – 23 ч 56 мин 41 сек Записывают
? Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? Вокруг Солнца
Записываем в тетради Движение Земли вокруг Солнца Записывают
- За какое время Земля проходит один круг по орбите? 365 дней 6 часов
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.
Демонстрационный показ с использованием теллурия
1) Вращение Земли вокруг Солнца. - Ось изменяет своё положение? Нет - Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? Нет
2)- На теллурии отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? март, июнь, сентябрь, декабрь
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу и возникают следующие особенности:
На доске карточки: ночь>день, день=ночь, день<ночь, ночь=день Ученики выходят к доске и подписывают даты: 22 декабря, 21 марта, 22 июня, 23 сентября.
- Рассмотрим Землю 22 июня: северная полярная область Земли освещена? Да
- Это время будет называться Полярным днем и длиться этот день будет полгода.
Посмотрите на рисунок Полярный день, полярная ночь Рассматривают картинку
- А в другом полушарии, в южной полярной области? Полярная ночь
? А теперь представим, если вращения Земли не было, то какова была бы природа? Ответы
Заполнение таблицы на доске Заполняют таблицу
Дата Какое время года в Вашей местности Как называется этот день 22 июня лето День летнего солнцестояния 23 сентября осень День осеннего равноденствия 22 декабря зима День зимнего солнцестояния 21 марта весна День весеннего равноденствия
Рефлексия - На лучах Солнца запишите, что нового вы сегодня узнали Записывают На доске рисунок Солнца
Синквейн – стихотворение Работают над стихотворением 1 строка – одно существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – крылатая фраза 5 строка – одно существительное, которое выражает суть